Официальные итоги прошедших накануне парламентских «выборов» уже известны. За исключением победы двух непровластных кандидаток — все было предсказуемо. Тем не менее, даже у бывалых наблюдателей порой отвисает челюсть от очередных ноу-хау «избирательного процесса»…
В этот раз моим наблюдательным пунктом был избирательный участок №35 в Бобруйском-Первомайском округе №79. Участок находился в здании школы — хорошо законсервированного образца советской архитектуры и дизайна.
Крутая лестница на второй этаж — к заветному ящику для голосования, для большей части электората была задачей куда более тяжкой, чем выбор нового парламентария. Дело в том, что более 70% решивших волеизъявиться на данном участке — пенсионеры.
И лишь одному из «избирателей» крутой пролет преодолеть не составило труда:
Этот «избиратель» постеснялся подойти к ящику для голосования, но судя по количественному расхождению в подсчетах наблюдателей и комиссии — его «голос» все же был учтен.
Политическая культура у граждан нашей страны стабильна как и всё, что происходит в беларуской политике. И если во времена моей противоречивой юности голосовали «за фото», то сейчас мало что изменилось.
Хотя глядя на снимки очередных наборов политических элит — не перестаешь удивляться странным вкусам сограждан…
Что ж, вкусы — это личное дело каждого. В контексте моего повествования интересно, каким волшебным образом они сошлись у людей на одном избирательном участке. Около 80% проголосовавших (по протоколу комиссии) поставили «лайк» Виталию Власевичу. По данным ЦИКа именно он и становится новым «властелином мандата» Бобруйского-Первомайского округа №79.
Победа — в самом пухлом мусорном мешке. Знакомая картина…
Чем ещё были примечательны «выборы» на участке №35? И сказать бы — калькуляцией, да язык не поворачивается. При непрерывном наблюдении в основной день голосования расхождение в подсчетах наблюдателей и комиссии — «всего» 118 человек. Сущий пустячок, на самом-то деле. В былые времена наблюдатели умудрялись «проморгать» и 800 фантомов, и более.
Но дьявол кроется в деталях. В моем случае примечательными были не столько цифры, сколько их обоснование председателем комиссии. На глазах у взволнованной публики (среди которой были и иностранные гости, представители ОБСЕ) учителя математики и информатики ссылались на «ошибки в формуле».
Вероятно, речь шла о некой формуле «геометрической прогрессии ЦИКа» (когда количество проголосовавших умножается на икс в энной степени), или, скажем, «законе сохранения процента Ермошиной».
Что ж, процент сохранить и впрямь удалось. И даже «неправильный калькулятор» не помешал!
В стенах консервы советской архитектуры цирковое представление с «подсчетом» голосов воспринималось уместно. Цирк ведь «важнейшее из искусств», пока народ безграмотен…
Кажется, председатель сейчас начнет жонглировать этими ящиками, или, на худой конец, кролика из них вытащит. Но члены бобруйской комиссии владеют куда более изысканными фокусами.
Один из таких «фокусов» — явка электората. На бобруйском избирательном участке №35 магические «формулы» помогли подтянуть её к «чуть более 50%». Наблюдатели при этом ажиотажа среди голосующих не наблюдали… Скорее наоборот — народ шел вяло, нехотя, как в трясину. И, тем не менее, Могилевская область стала абсолютным лидером по явке избирателей (данные, конечно же, официальные).
Чудеса да и только! Слишком их много, чудес. А хочется уже настоящего…
Александрина ГЛАГОЛЕВА, «Наш Дом»
[email protected]