Крупнейшее в Беларуси деревообрабатывающее предприятие работает в ограниченном режиме.
Задействованы были только отдельные производственные участки и службы обеспечения.

Всех остальных рабочих еще 2 марта отправили в принудительный отпуск.

«Работаем, как можем. Вынужденный простой получается. Сегодня я в отпуске с оплатой две трети от ставки. Считаете, что только «Гомельдрев» в таком положении? По моему мнению, если говорить в двух словах, просто отстаем от спроса», — говорит один из рабочих.

Некоторые деревообработчики удивляются, что предприятие получило большие кредиты под реконструкцию, а сейчас простаивает.

«Получается, что вложили огромные средства, а должной отдачи нет. Не до конца продумана модернизация: вложить миллионы долларов — и потом останавливаться? Деньги же с неба не падают — за народные деньги все делается. Конечно, надеются, что все исправится, пойдет на пользу. Но с учетом нынешнего кризиса в России ситуация будет ухудшаться», — считают рабочие.
Предприятие с его мебелью, фанера, сборными деревянными домиками, багетом и пиломатериалами ориентировано прежде всего на белорусский и российский рынки. Мебель из массива отправлялась и в некоторые другие страны. Однако ситуация на важнейших рынках изменилась, и предприятие с его недешевой мебелью попало в сложное положение.

Один из руководителей «Гомельдрева» так комментирует причину ограничения производства:

«Частично участки работают, частично, где нет пока работы, не работают. Ничего такого — в понедельник будут все работать. Как будто на других предприятиях «жируют», а мы такие — самые плохие или вообще непонятно какие. На всех предприятиях свои трудности».

Сотрудники «Гомельдрева» же среди причин простоев называют слабый сбыт продукции и невозможность предприятия рассчитаться за энергоносители — тепло и электричество:

«Не сбыта, и долги есть за электроэнергию. Освещение дежурное оставили, а силовые установки, оборудование использовать не позволяют. Какие там лимиты».

Собеседник вспоминает, что на фанеро-спичечной фабрике не работали и в феврале:

«В феврале стояли неделю, и вот теперь неделю. Фанерный цех полностью загружен фанерой. Проехать негде. Отгрузки практически не было».

Рабочие жалуются, что на предприятии сейчас люди получают чуть более двух миллионов — наполовину меньше прежнего. А аванс дают по 150 тысяч рублей:

«Это ужас! Все жалуются. Продукция стоит, нет реализации. Все стоит и нет зарплат, так откуда же она будет? Аванс дают по 150 тысяч. Это такой абсурд, что хочется рвать и метать. Где это видано, чтобы на деревообрабатывающем комбинате был такой аванс? И еще неизвестно, выйде на работу 9 марта».

Многие белорусские предприятия испытывают сложности с выплатой зарплат сотрудникам. В частности, уже несколько месяцев подряд поступают сообщения о переводе предприятий на четырех- и трехдневки, о неполных выплатах зарплат, их уменьшении, а также о принудительном отправлении в отпуск за свой счет.

Количество белорусов, которым не выплачивают или задерживают зарплату, растет с начала года. Так, на 1 января просроченная задолженность по заработной плате была у 20 предприятий перед 3 тысячами работников на общую сумму Br22,1 млрд, на 1 февраля — у 277 предприятий перед 49 тысячами работников на сумму Br171 млрд.

Источник информации: «Радыё Свабода», перевод на русский язык: «Белорусский партизан».