Наверное, научный анализ изменения условий работы оппозициооных сил Беларуси еще ждет своего часа. Но три знаковые события марта 2014 года:

1)      оккупация Россией Крыма;

2)      псевдовыборы в местные Сосеты депутатов 23 марта;

3)      шествие по Минску 25 марта;

позволяют увидеть важную тенденцию: белорусские оппозициооные силы всё более и более теряют инициативу и всё более становятся ведомыми внешними игроками. Возможно, даже не замечая этого.

 

Собственно говоря, при взгяде на оппозициооные силы вызывает тревогу даже не столько вполне очевидная утрата Республикой Беларусь своего государственного суверенитета — для этого сначала Россия должна провести оккупацию всего юго-востока Украины и финансово её «переварить», сколько навешивание нового жесткого ярлыка на всю белорусскую оппозицию в целом, фактически парализующего ее агитационные возможности.

То, что Россия находится в состоянии войны, как минимум — новой «холодной войны» со всем западным миром, наверное, очевидно всем. А во время войны исчезают коммунисты и социал-демократы, консерваторы и либералы — остаются только «свои» и «чужие». Причем «свои» или «патриоты» — это только те, кто поддерживает захватническую иделогию и националистический шовинизм  «главнокомандующего вождя». Всех остальных пропаганда насильственно заисляет в «национал-предатели», «чужие» и так далее.

Особенность весны 2014 года: российская пропаганда называет ВСЕХ идеологических противников «бандеровцами». С помощью такого нехитрого приема любому «советскому человеку», до сих пор мыслящему категориями середины прошлого века, легко обосновать правоту применения силы Россией на всем пост-советском пространстве.

В эпоху превращения массового человека из «человека разумного» в «человека потребляющего» вряд ли стоит надеяться на то, что обыватель станет глубоко осмысливать перепетии сложной истории ХХ века. Пытаясь бороться за незасимость Украины, Степан Бандера и его соратники, фактически, сами стали жертвами истории: они не смогли «бороться на два фронта» — против Сталина и Гитлера одновременно — и в результате череды политических интриг и предательств были втянуты на сторону одной коалиции.

Но для оголтелой российской пропаганды глубокий анализ и не нужен. Очень просто всех оппонентов зачислить в ряды врагов, коллаборантов и «пособников запада». Причем как бывших, так и нынешних.

В условиях такого пропагандистского нажима из-вне, белорусская оппозиция с треском провалила местные выборы, в том числе — даже креатура белорусских спецслужб — ЛДПБ. Впрочем, стоит заметить ради справедливости, здоровая часть белорусской оппозиции псевдовыборы проигнорировала. Те же, кто ходили по квартирам, из уст обывателей многократно слышали ярлык «бандеровцы» при первой же попытке сказать хоть что-то против политики Путина или Лукашенко.

К сожалению, не вся оппозиция вынесла уроки. На шествии 25 марта был замечен плакат с фотографией Бандеры и других патриотов.

 

Лучшего подарка для БТ и российских телеканалов сложно представить. Просто в яблочко! Белорусская оппозиция сама признала себя «бандеровцами».

Кроме того, как отметила даже оппозициооное радио «Свобода»: «Выступая на митинге, лидер партии Белорусский народный фронт Алексей Янукевич заявил, что у демократической Белоруссии только один враг – российский империализм, которому нужно противостоять любыми средствами.»  ( http://www.svoboda.org/content/article/25309581.html )

 

Что же, получается, прав политолог Андрей Суздальцев, который неоднократно писал, что белорусская оппозиция часто «бросается на помощь Лукашенко», когда ему надо противостоть Кремлю?!

Получается так, что не на Лукашенко лежит львиная доля ответственности на отсутствие демократии и свободных выборов в Беларуси, а есть «только один враг»?!

 

Остается риторическим вопрос: «а с чем собирается идти к народу белорусская оппозиция?!». Если обыватели под прессом российской пропаганды утратили способность критически мыслить, если «советские белорусы» уже хотят вхождения республики в состав России, то что им могут сказать «бандеровцы», то есть те, кто сам неосознанно стал «бандеровцем» вследствие внешней пропаганды и даже не заметил этого?!

Остается открытым главный вопрос: продолжиться ли дрейф «бандеровцев» по воле внешних игроков, или белорусская оппозиция всё-таки станет самостоятельным игроком, ориентированным на здоровые патриотические силы в обществе, способные оказать финансовую и политическую поддержку реальной белорусской оппозиции.  Или и этот вопрос — тоже чисто риторический?!

Артур Юдицкий, «Наш Дом»