За 10 дней до введения в стране утилизационного сбора представители автомобильной ассоциации БАА заявили о противоречиях в тексте указа и о непонимании, как работать с 1 марта – времени вступления закона в силу.

Осознав, что утилизационному сборув Беларуси быть, игроки отечественного автобизнеса заметно погрустнели. А на пресс-конференциях, не дожидаясь вопросов журналистов, начали спрашивать друг у друга, на сколько, в конечном итоге, подорожают автомобили, кто и каким образом будет этот сбор взимать.

Ответов нет до сих пор: прошло две недели после опубликования указа N64«Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств», а постановления Совмина с разъяснением механизмов его действия нет. Подождать-то можно, вот только до вступления закона в силу — всего ничего. И нельзя гарантировать такую, к примеру, ситуацию, когда клиент автосалона, купивший автомобиль сегодня, 1 марта поедет на регистрацию в ГАИ, где будет поставлен перед фактом заплатить утилизационный сбор (порядка 800 долларов на новый автомобиль, сделанный в России) самостоятельно.

Неясные нормы указа представители БАА озвучили на пресс-конференции, состоявшейся 19 февраля. В этот же день организация направила запрос в Совмин с просьбой объяснить, как действовать при возникновении проблем, которые могут возникнуть с 1 марта.

Непонятно, к примеру, уплачивать ли утилизационный сбор с автомобилей, ввезенных на территорию Беларуси, если договор купли-продажи будет заключен после 1 марта.

Председатель правления БАА Сергей Михневич сообщил, что, согласно разъяснениям правительства, за уже растаможенные автомобили из стран, не относящихся к Таможенному союзу (ТС), сбор не уплачивается. В случае же с продукцией российского автопрома законодатель ответа нее дал. Не ясно, на кого именно – дилера или клиента закон возложит обязанность уплаты сбора за авто made in Russia.

По логике спикера это означает, что в начале марта может наступить «период хаоса», когда дилеры и покупатели машин будут стараться перекинуть друг на друга обязанность уплатить это сбор. Не удивительно, что «чес» в автосалонах так и не начался: клиенты выжидают момент, не бросаясь на «дешевку» — продажи идут в обычном режиме.

Говоря о продукции российского автопрома, спикер не стал исключать, что утилизационный сбор может быть уплачен дважды – в России и Беларуси: базы, фиксирующей внесение новой выплаты, пока нет.

Грустно, что с 1 марта автодилеры России и Беларуси могут оказаться в неравных условиях. По словам Михневича, государство соседней страны полностью компенсирует утилизационный сбор на автомобили, произведенные на ее территории. Это значит, что ценники в российских шоу-румах останутся прежними.

«Если белорусские автодилеры не возьмут утилизационный сбор на свою маржинальную доходность и увеличат цены, они станут неконкурентоспособны с российскими шоу-румами», — подготовил Михневич клиентов к росту цен в белорусских автосалонах, а дилеров – к оттоку покупателей. Эксперт не исключает, что при таком развитии событий люди будут голосовать кошельком.

Еще одна причина отправиться в российский шоу-рум – запрет на продление лицензий, позволяющих белорусским дилерам торговать за валюту. Привыкнув к ценнику в евро или долларах, потребитель совсем скоро увидит в автосалонах множество нолей. И все бы ничего, но приходится согласиться со спикером: наши люди хранят сбережения в валюте, особенно планируя покупку. По логике Михневича, на конвертации «покупатель потеряет 1-1,5%», а автодилер «заложит в стоимость товара свои потери». Поскольку за белорусские рубли машину ни в России, ни в Европе не купить, ценник в шоу-руме будет «прыгать» в зависимости от курса валют, за которой дилер, совершив продажу, отправится на биржу.

«Государство не слышит проблематики, которую мы доносим до законодателя, — совсем отчаявшись, произнес спикер. – Между тем, предложение о продлении лицензии продавать машины за валюту — в интересах и покупателей, и государства, ведь эта валюта останется в стране!».

Но донести до правительства убеждение, что «утилизационный сбор это, скорее, изъятие, а не экологическая мера и сумма его не соотносима с реальной стоимостью утилизации», пока не удается. Предложение идти путем Казахстана, вырабатывающего свою систему утилизации, отклика не нашло.

«Указ N64 ждет непростая судьба, поскольку он соткан из противоречий», — подхватил эстафету член правления БАА Сергей Варивода. – В каждом пункте этого нормативного акта – противоречие».

По мнению спикера, с таким указом «нас в ВТО и на порог не пустят» — интересы отечественного производителя не защищены. Кому позволят не платить утилизационный сбор под гарантию последующей переработки машины – не известно. Положения указа стимулируют сограждан на вывоз валюты из страны, хотя это противоречит борьбе за макроэкономическую стабильность.

Приведя данные Белстата, — в 2013 году импорт легковых автомобилей в Беларусь превысил миллиард долларов, Варивода подчеркнул: ошибки в ходе регулирования такого большого авторынка «приводят к катастрофическим последствиям». Последний пример – массированный ввоз грузовиков по декрету N6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Перевозчики до сих пор расхлебывают возможность, предоставленную государством ряду бизнесменов, беспошлинно ввезти в страну автомобиль — в сегменте грузоперевозок наблюдается демпинг, вторичный рынок грузовиков перенасыщен. По словам Вариводы, всего этого могло не быть, посоветуйся чиновники с бизнесменами. Тем более, что требование такого обсуждения закреплено президентом в директиве N4.

Указ об утилсборе – не менее важный, но принимается государством единолично, без консультаций с представителями бизнес-кругов.

«На мой взгляд, лучшее решение – отмена утилизационного сбора во всех государствах, которые его принимают», — завершил свое выступление Варивода. Тем более, что, по его мнению, «утилизационный сбор проживет недолго».

Получив право задавать вопросы, одна из журналисток наивно поинтересовалась, каким образом утилизационный сбор коснется клиентов шоу-румов – платить-то его обязано юрлицо, ввозящее автомобиль, а не покупатель.

«Мы будем вынуждены учитывать утилизационный сбор в ценообразовании, — терпеливо объяснил Михневич. — По ряду автомобилей сумма этого сбора превышает маржинальную доходность дилеров, иногда – в несколько раз. И дилер не сможет не поднять эти цены».

Не усидела на своем месте в зале директор БАА Людмила Шабанова. «Мы не хотим, чтобы клиенты поехали в Россию! — в запале произнесла руководитель. — Мы 14 лет пытаемся объяснить госорганам, что такое цивилизованный авторынок! Это национальные инвесторы, им есть, что терять!»

Варивода предложил журналистке экскурс по сегментам рынка. Автомобили, собранные в России, в зоне СНГ, но за рамками ТС (Украина, Узбекистан), ввозимые из-за пределов ТС и зоны свободной торговли СНГ, — за все придется уплачивать утилизационный сбор. «Напоминаю, это лакомые куски, которые мы называем бюджетными автомобилями, — увещевательным тоном произнес эксперт. – Лидеры, составляющие около половины продаж, пострадают, поскольку сбор надо будет заплатить».

Сомнений, что сбор ляжет на покупателя, не возникло больше ни у кого. Не задавая уточняющих вопросов, журналистка довольно быстро покинула собрание: надо было торопиться готовить текст. До 1 марта, и правда, остались считанные дни.