Как сообщает «Еврорадио«, новый вариант проекта закона «Об альтернативной службе» поступил в «палату представителей» еще 6 февраля, но в интернете проект закона можно будет прочитать лишь в конце февраля, а когда будет рассмотрен законопроект и вовсе неизвестно.
«Он еще только поступил, о чем может быть разговор? О какой дате? По регламенту он будет рассматриваться в постоянных комиссиях. В экспертно-правовом управлении. Все будет зависеть от того, какие будут замечания… Никаких сроков, никаких перспектив на работу пока нет. Есть только голый проект», — рассказывают в Комитете по труду и социальным вопросам Палаты представителей о возможных датах рассмотрения проекта.
Закон «Об альтернативной службе» разрабатывается в Беларуси уже не один год, однако впервые проект был внесен на рассмотрение в «парламент» лишь в конце 2013-го. Внесен и — редкий случай для белорусского законодательства — тут же отозван на доработку. Второй раз проект закона появился в здании на площади Независимости 6 февраля. По словам чиновников, ближайшие две недели он будет лежать в Комиссии по труду. Затем ему предстоит множество приключений в других комиссиях.
Активный участник кампании «За альтернативную службу» Михаил Пашкевич говорит, что он минимально отличается от предыдущей версии. Разве что карательные санкции усилились. Главный недостаток остался — альтернативщики должны работать вне Трудового кодекса. Это значит, без права на забастовку и прочих социальных благ. А еще с фиксированной зарплатой на весь срок отбывания службы. Это 30 месяцев для лиц без высшего образования и 20 — с ним. Пашкевич говорит, что когда «за политику» сидел на так называемой домашней «химии», и то имел более человеческие условия.
«У меня зарплата не была фиксированной. Я мог зарабатывать хоть миллион, хоть десять. Я жил по Трудовому кодексу. И вот у меня тогда вопрос: почему человек, выполняющий долг перед Родиной, попадает в положение хуже, чем уголовники? Уголовники имеют больше прав согласно этому проекту, нежели альтернативщики«.
При этом срок обычной воинской службы сейчас в Беларуси — 18 и 12 месяцев соответственно, это почти вдвое меньше, чем предлагается назначить для выбравших альтернативный вариант. Тем временем авторы проекта закона ссылаются на международный опыт. В первую очередь Германии и России. Пашкевич убежден: белорусы взяли все худшее, что есть в законах упомянутых стран.
«Это не закон, а катастрофа. Особенно я не ожидал того, с каким цинизмом они будут обосновывать свой проект: мол, взяли лучшее из России и Германии. Они худшее взяли!»
А заимствовали именно срок альтернативной службы (из российского варианта) и вывод альтернативщиков из-под действия Трудового кодекса (из немецкого). Вдобавок проект направлен прежде всего на тех, кто не хочет служить в армии по религиозным убеждениям.
«Но у нас и сейчас министр обороны каждый год освобождает парней от службы в армии по этой причине», — говорит Пашкевич.
Так что столь долгожданный всеми белорусскими пацифистами закон может в итоге принести больше разочарования, чем радости. Пока же в «палате представителей» даже примерно не знают, когда будут голосовать за появление в Беларуси альтернативной службы.
«Даже примерно нельзя сказать. Все будет зависеть от того, сколько будет доработок, дополнений. Это может быть июнь, может быть май или апрель. Проект только внесен, мы только подступаемся к нему», — говорят в Комиссии по труду и социальным вопросам.
Тем временем авторы проекта в финансово-экономическом обосновании уже просчитали пользу, которую он может принести. Там говорится, что воспользоваться законом смогут примерно 80 человек в год.