Итоги модернизации цементной отрасли Беларуси: цемента теперь слишком много, его цена слишком высока, рынки сбыта сузились, а предприятия загибаются под гнетом долгов.

Пять лет назад, во время строительного бума, Беларусь страдала от недостатка цемента. Тогда было решено модернизировать существующие заводы, построив новые мощные линии. Под это взяли связанный кредит у китайцев. Однако, как это обычно бывает, сроки сдачи новых линий срывались несколько раз, цена строительства росла. В итоге на «Белорусском цементном заводе» и «Красносельскстройматериалах» новые линии были запущены лишь в 2012 году, пишет «Ежедневник».

После их запуска объемы производимого в Беларуси цемента выросли в разы. Проблема в том, что теперь уже столько цемента стране не нужно – строительный бум закончился. Закончился он и в России, куда мы планировали продавать излишки.

В 2013-м – еще больше цемента

Несмотря на сложности с продажами уже имеющегося объема, впереди отрасль ждал пуск очередной лини — самой проблемной, сроки сдачи которой переносились дольше всего. Новый филиал «Кричевцементношифера» должен был увеличить объем производимого в стране цемента еще на 1,8 млн тонн в год.

Торжественный, с участием президента, пуск состоялся в августе нынешнего года. Тогда, еще будучи министром архитектуры, Анатолий Ничкасов доложил президенту, что за 2008-2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено 1,2 млрд долларов. Благодаря этому к концу текущего года в стране будет произведено 6 млн тонн цемента. (Куда девать произведенное богатство и что делать с огромными долгами убыточных предприятий, сказано не было).

Вскоре после торжественного открытия новой линии за финансовые махинации был арестован генеральный директор «Кричевцементношифера» Леонид Скоцкий. Еще через некоторое время, по случайному совпадению, освободил свой пост министр архитектуры Анатолий Ничкасов.

Слишком дорогой цемент

Как чувствуют себя цементные заводы сегодня, «Ежедневник» узнал от анонимного источника на «Белорусском цементном заводе». По его словам, об улучшении финансовых показателей предприятия говорить не приходится. Проблему усугубляет то, что отечественный цемент получается довольно дорогим. Себестоимость его производства выше, чем российского из-за разницы в цене энергоносителей. Но так как белорусский рынок перенасыщен, предприятия все же вынуждены продавать цемент в Россию – практически по себестоимости. «Это не продажи, это сбыт», — жалуется представитель БЦЗ.

Наличие такой проблемы «Ежедневнику» подтвердил и.о. директора «Кричевцементношифер» Александр Боровиков. По его словам, сейчас на экспорт поставляется только 15-16% от общего производимого заводом цемента. «Эта цифра небольшая. Она могла бы быть больше, если бы мы были более конкурентоспособными сегодня».

Чтобы исправить ситуацию, правительство поставило перед предприятиями задачу значительно снизить себестоимость цемента. Делать это решено преимущественно за счет энергетической составляющей: уменьшить долю импортных газа и угля, заменив их местными видами топлива.

Однако сделать это не так просто, отмечает руководитель «Кричевцементношифера». К примеру, один из альтернативных источников энергии – нефтекокс – появится в Беларуси только к 2016 году в качестве отходов модернизирующегося нынче «Нафтана». Есть и другие варинаты. Например, на Западе цемнетные заводы сжигают твердые бытовые отходы. Однако сбор отходов, подходящих для этих целей, в Беларуси не налажен.

Еще одна составляющая высокой цены белорусского цемента — импортное сырье. Заменить его на местное пока не представляется возможным. «У нас нет металлургических заводов, которые в виде отходов оставляли бы шлак, — объясняет специалист. — Они есть в Украине и России – именно оттуда мы вынуждены завозить шлак».

Над тем, как удешевить белорусский цемент, ломают голову и на предприятиях, и в ведомствах, и в правительстве. «Работа ведется, — говорит Александр Боровиков. — Она, може быть, и запоздалая. Мы говорили об этом и на своих внутренних совещаниях. Когда мы проектировали эти заводы, нам нужно было изначально заложить использование других видов топлива. К сожалению, этого не было сделано и сегодня мы это догоняем».

Информация по делу

Сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода. Все они убыточны. «Красносельскстройматериалы», по версии Минфина, находится на 2-м месте по убыткам среди всех белорусских акционерных обществ. За первое полугодие 2013 года его убытки составили 10 млн долларов. Модернизированный в нынешнем году «Кричевцементношифер» — на 11 месте по убыточности (4,4 млн долларов).