Не за горами 2015 год – год очередных президентских выборов в Беларуси. Как правило, в преддверии любых значимых электоральных кампаний политически подкованные белорусы обращают внимание на внешний фактор. А точнее на то, как будут себя вести Россия и Запад. «Готовь сани летом, а телегу – зимой», — гласит народная мудрость.

Корреспондент сайта «Товарищ.online» решил «приготовить сани», узнав у экспертов и политиков, как, по их мнению, в этот раз поступит Москва.

Отношения между Минском и Москвой безоблачными не назовешь. На это есть целый ряд причин. Но, как считают некоторые эксперты, лежат они сугубо в экономической, а не в политической плоскости.

Будет ли Россия участвовать в белорусских выборах?

«Россия никогда не являлась и не будет являться сторонним наблюдателем за тем, что происходит в Беларуси и других постсоветских странах, — говорит доктор политических наук Павел Усов. —Достаточно вспомнить 1996 год, когда для разрешения кризисной ситуации в Беларуси в связи с референдумом, в страну прибыла высокопоставленная делегация российских «спасателей», что на долгие времена предопределило политическое развитие нашей страны».

Что касается выборов 2015 года, то активное присутствие России, по его словам, будет определяться главным образом готовностью Минска к углубленной интеграции в Евразийский Экономический Союз.

«Выборы – это хорошая возможность России так надавить на Лукашенко, чтобы тот пошел не только на экономические, но и на политические уступки», — говорит политолог, ссылаясь на ситуацию с договором о создании Таможенного союза, который был подписан как раз в пик избирательной кампании 2010 года.

Позиция Лукашенко по вопросу ЕврАзЭС и будет формировать стратегию России в период избирательной кампании. Нежелание белорусского президента «плотно интегрироваться» приведет к возрастанию давления, повторению «информационной войны» 2010 года.

«Но сразу же хочу отметить, что независимо от того, насколько сильным будет давление на Лукашенко, целью такой политики не будет являться изменение правящего режима в Беларуси. Кремль лишь попытается корректировать поведение белорусского правителя. Практически все, что делает Лукашенко, пока устраивает Москву: Союз, военная база, АЭС. Беларусь полностью открыта для российской экспансии, и предотвратить этого Лукашенко не в силах. Поэтому лучшего кандидата и не придумаешь», — считает Павел Усов.

Заместитель председателя Партии БНФ Григорий Костусев, участвовавший в выборах-2010 в качестве кандидата, уверен, что Россия обязательно будет «стремиться влиять на ход президентской кампании в Беларуси».

«По моему мнению, участие России состоится по сценарию предыдущих президентских кампаний — 2001, 2006, 2010 годов, когда она стремилась в разной степени поддержать кого-то из «независимых» кандидатов», — говорит политик.

Он считает, что уровень поддержки «независимого» кандидата Кремлем, как и уровень поддержки белорусского режима, во время избирательной кампании 2015 года будут зависеть «от степени «сговорчивости» Лукашенко, возможностей «независимого» кандидата влиять на политическую ситуацию в Беларуси и его уровня «братской» любви к Кремлю».

В свою очередь лидер гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач, которую уже сегодня называют потенциальным кандидатом на выборах-2015, считает, что Россия будет традиционно политически поддерживать Александра Лукашенко.

Однако «это будет происходить не потому, что очень его любит, а потому, что боится любых перемен и воспринимает любого кандидата от оппозиции исключительно как прозападного, то есть чужого по взглядам и ценностям», — говорит она.

Лидер «Нашего дома» полагает, что объемы «братской» помощи из России будут уменьшаться: «Кроме этого, ситуация вокруг добычи сланцевого газа в Польше будет добавлять фактор неожиданности в международной политике».

А что думают по этому поводу в России?

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований (Москва) Алексей Кузьмин, который часто выступает экспертом минской Восточноевропейской школы политических исследований, говорит, что с высочайшей вероятностью можно утверждать, что «Кремль в очередной раз будет имитировать участие в выборах».

По его словам, «ненависть к Александру Лукашенко в Москве вполне животная. Но никто кроме Лукашенко с Москвой играть то ли не хочет, то ли не умеет».

Что касается финансовой поддержки, то, по мнению эксперта, «денег уже нет, а на съеживающихся рынках лучше утопить белорусских калийщиков, чем тонуть самим».

Какая позиция России была бы наиболее выгодна Беларуси? 

Алексей Кузьмин считает, что выгоды Беларуси ни один из внешних игроков «никогда не учитывал, не учитывает и учитывать не должен». При этом он полагает, что дестабилизация Беларуси (полномасштабный кризис) и вовсе непредсказуемая ситуация в ней «никому из соседей не выгодна».

«Поэтому либо стабилизация шатающегося существующего, либо нечто обещающее большую устойчивость, что исключает почти всех ныне действующих оппозиционеров», — говорит эксперт.

Он уверен, что речь идет о поиске в третьем эшелоне бюрократии или в третьем эшелоне оппозиции: «И, возможно, о создании альянса первых и вторых».

Впрочем, здесь спешить не следует, так как «фальстарт такой проект погубит на корню. Но, похоже, это дело не нынешнего, а следующего электорального цикла — если с кризисом на руках в Беларусь хоть кто-то будет вкладываться».

И Григорий Костусев, и Ольга Карач считают, что наиболее выгодно для Беларуси было бы полное невмешательство со стороны восточного соседа.

«Не стоит ждать «импульсов демократии» оттуда, где строится авторитарный имперский режим», – говорит зампред Партии БНФ.

«Тут уместно уточнить, выгодна ли российская политика Беларуси или Лукашенко. Это весьма гипотетический вопрос. Форма политического режима в России делает невозможным ее невмешательство в дела Беларуси. И любая позиция Москвы – «нейтралитет» или «вмешательство» – определяется не интересами Беларуси и ее народа, а интересами России. Близость недемократической России с имперскими амбициями уже сама по себе создает массу невыгодных аспектов», — считает Павел Усов.

Он говорит, что вся политика России нацелена исключительно на то, чтобы удержать Беларусь в сфере своих интересов: «Пока Лукашенко соответствует этим планам, он будет оставаться президентом. Белорусский руководитель также понимает тот факт, что он нужен России, и пока успешно этим пользуется».

А вот в случае политических перемен в Беларуси сложится совершенно иная ситуация, а поэтому, полагает политолог, нужно быть готовым к тому, что «Москва всеми силами будет стараться не допустить демократических преобразований, а дислокация российских военных баз и других объектов в целом делает политические перемены в стране маловероятными».

Может ли вообще Москва играть позитивную роль на поле белорусской государственности?

Григорий Костусев уверенно заявляет, что Москва не может играть позитивную роль как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе: «Подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока и проправительственные московские чиновники, и их оппоненты — оппозиционные российские политики не переболеют своими имперскими амбициями».

В чем-то с ним согласен Алексей Кузьмин, заявивший, что «во вменяемой Беларуси (как, скажем, во вменяемой Европе) вменяемая Россия могла бы играть позитивную роль. Впрочем, такую же позитивную роль могла бы играть вменяемая Польша или вменяемая Украина».

По мнению Ольги Карач, не нужно забывать, что «Москва, по сути, содержала Беларусь последние 18 лет, накачивая белорусскую экономику дешевыми энергоресурсами, кредитами, да и просто покупкой белорусских товаров».

Впрочем, она затрудняется оценить, насколько эта роль позитивная или негативная: «С одной стороны, Беларусь не прошла через те трудные и болезненные процессы, через которые проходили другие республики. С другой — до сих пор экономика Беларуси находится в замороженном состоянии и целиком зависит от Москвы».

Павел Усов с сожалением констатирует, что, как показывает история, Москва никогда не играла позитивной роли в политическом развитии Беларуси: «Даже низкие цены на газ и нефть определялись политической целесообразностью. Возрастающая зависимость от России уже создала неблагоприятные условия для демократических преобразований».

Он убежден, что белорусскому обществу предстоит приложить много усилий, чтобы выйти из-под политического влияния России и установить демократическое и правовое государство.

Федор Костров, «Товарищ.online»