Белорусов называют трудолюбивой нацией. Этот стереотип подтверждают почти 600 тысяч пенсионеров, которые продолжают работать и после ухода на заслуженный отдых. 30 тысяч из них преодолели 70-летний рубеж. Почему пожилые люди выбирают работу в ущерб даче, внукам, а иногда и собственному здоровью?
FINANCE.TUT.BY нашел людей, способных ответить на этот вопрос. Это мужчина и женщина, оба они старше 70 лет, оба не жалуются на здоровье, оба кроме пенсии получают еще и зарплату. Довесок к пенсии и на седьмом десятке лишним не бывает, но их выбор (работать, а не отдыхать) определил не только материальный фактор.
Альфред Львович Моссэ, 79 лет
Профессор, доктор технических наук, главный научный сотрудник отделения плазменных технологий Института тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова НАН Беларуси
* Я специалист по термической плазме и плазменным технологиям. Плазменная шахтная печь, изготовленная с нашим участием, работает на Смоленской атомной станции. В муниципальной больнице Токио установлен наш аппарат по переработке медицинских отходов.
* В предыдущие годы я много ездил по миру с командировками. Побывал в Японии, Финляндии, Франции, Южной Корее и на Тайване. В 1996 году меня пригласили в Бразилию, и я почти год проработал в Университете города Кампинас. Там же освоил компьютер.* Конечно, в загранкомандировках платили больше. В Бразилии я зарабатывал в три раза больше чем в Беларуси в то время, но расходы на проживание приходилось оплачивать из своего кармана. Еда была дешевой, но за небольшую комнату с меня брали 350 долларов в месяц. То есть, условия были не тепличными.
* За хорошее здоровье можно сказать «Спасибо» генетике – мама прожила почти 90 лет. Кроме того, в молодости была хорошая физподготовка. После окончания военно-морского училища, я два года отработал инженер-механиком на трофейном немецком тральщике. Стараюсь держать себя в форме и сейчас: каждое утро обязательно зарядка, а по воскресеньям – километровый заплыв в бассейне.
* Через несколько месяцев мне исполнится 80 лет, но на заслуженный отдых я пока не собираюсь. В прошлом году мне дважды продлевали контракт на работе. В конце декабря стало известно, что как минимум год я еще потружусь в родном институте. Я бы дома не сидел, даже если бы контракт не продлили. Попытался бы найти применение своим знаниям в другом месте. Но за 50 лет я привык к своему кабинету, к своим коллегам. Мне здесь нравится.
* Я ничего не откладываю и валюту не скупаю. Получаю зарплату примерно 4,5 миллиона, плюс пенсию, это еще 2 миллиона. Этих денег нам с женой, в целом, хватает на жизнь. Мы с ней недавно обсуждали зарплаты в Советском Союзе. Вроде тогда платили больше, но возможностей потратить эти деньги было меньше. Тогда приходилось стоять в очередях за колбасой, за мандаринами к Новому году. Сейчас нам зарплаты в основном хватает, и продукты мы покупаем любые.
Лидия Константиновна Буйко, 72 года
Уборщица служебных помещений в средней школе
Так получилось, что я сменила перо на швабру. У меня 40-летний стаж преподавательской работы в Новогрудском торгово-экономическом колледже, 10 лет я была заведующей экономического отделения. Когда я уже была на пенсии, мне предложили совмещать занятия с работой на вахте в общежитии колледжа. Три года я проработала там, пока контракт продлевали, а потом нашла вакансию технички в школе.
* Три дня в неделю с 8 утра до 2 часов дня мы делаем влажную уборку, после обеда моем свои участки: 6 классов, холл, лестница, туалет. Работы много, но пока здоровье позволит, я еще потружусь. Хотя бы годик, чтобы детям помочь.
* Я по характеру активный человек, не могу сидеть дома. Пошла бы в другое место, но у нас в городе почти невозможно найти работу, особенно человеку моего возраста. Скажут: «72 года! Куда ты, бабка?». Из моих знакомых никто уже не работает, и мне говорят: «Бросай!».
* «Минималка» сейчас миллион, а я зарабатываю 1,2 миллиона. Пенсия, как у большинства, составляет 2 миллиона. Мне бы этих денег хватило одной, но я помогаю сыну. Раз в неделю закупаю «социальный пакет» на 50-70 тысяч: молоко, сметану, бананы, мясо на кости для супа — и везу детям. Сама я трачу не больше 500 тысяч на питание. Немного, да? Количеством денег счастье не измерить, а я своей жизнью довольна.
* Муж был военным, они в Союзе не бедствовали. Наша семья была одной из первых в городе, у кого появился автомобиль. Это был ВАЗ-2101, в народе «копейка». В 1973 году на Новогрудок пришли две машины, и я пошла с просьбой к председателю горисполкома. Не помню, чем я мотивировала, но он согласился выдать одну нам. Мы поехали в Гродно выбирать, хотя у нас было только 2500 рублей – ровно на полмашины. Дедушке хотелось вишневую «копейку», а мне – цвета морской волны… Синий «жигуленок» служит уже моему сыну.
Владимир Шелкович, начальник главного правового управления аппарата Совета ФПБ
— Трудовое законодательство не содержит ограничений в отношении того, что пенсионер – это не полноценный работник. Он пользуется такими же правами и гарантиями в области труда, как и граждане, не достигшие пенсионного возраста.