Ситуация типичная: возраст большинства работников бюджетных предприятий — 60 и старше. И они незаменимы в прямом смысле этого слова. Некем… Почему? Тут психологи и психотерапевты сходу выдвигают свою версию: спустя два десятилетия после развала СССР на рынок труда вышли новые кадры. Их, рожденных в конце 80-х — начале 90-х, окрестили «поколением жесть». О том, почему молодежь не желает трудиться, размышляет газета «СБ».
Первый камень преткновения — зарплата. На убыточных предприятиях трудятся не покладая рук заслуженные кадры старой закалки за полтора — два миллиона рублей. А какой молодой специалист согласится на подобный заработок? Днем с огнем такого не сыщешь. Кто пойдет, скажем, учителем английского в школу, когда на должности переводчика можно получать совсем другие деньги? Но ведь и стареющие кадры не вечны. Отчаявшиеся заполнить вакансии руководители со скрипом поднимают планку минимальной зарплаты для молодежи. Результат? Вполне естественно, это вызывает недовольство со стороны старых кадров: мол, за что молодым да неопытным втридорога платят?
В столовых работают одни пенсионеры, в поликлиниках — тоже, и учителей в школе держат до последнего. Изредка можно слышать разговоры: дескать, чего место молодым не освобождают? «А кому освобождать?» — недоумевают пожилые работники.
Конечно, деньги сегодня решают многое. Но на поверку нередко выясняется, что платить-то молодым и не за что. В одной из минских строительных компаний нескоро забудут, как приходилось мучиться с молодой сметчицей, которую директор устроил по знакомству. Все, что объяснили ей сегодня, приходилось наутро заново раскладывать по полочкам. И стоит ли говорить, что вновь безрезультатно. Не перестает удивляться «нетрудоспособности» молодежи и Елена Левко, санитарка столичного родильного дома: молодые кадры долго не задерживаются, мол, тяжело, приходится в ночные смены работать.
В кадровых агентствах и службах занятости пришли к любопытному наблюдению: сегодня 20-летние соискатели при отсутствии достойного образования и нужного опыта с порога требуют высокую зарплату. Другие варианты и вовсе не рассматривают. Словом, как в ставшей афоризмом фразе Линды Евангелисты: «Меньше чем за $10 тыс. я с кровати не встану». Вот только в отличие от всемирно известной модели на поиски прибыльной альтернативы молодые не спешат и продолжают просиживать штаны дома за компьютером или перед телевизором.
У психологов свое объяснение. На психику «поколения жесть» сильно повлияли стрессы, в том числе и развал СССР, и смутные перспективы. Причем отрицательное воздействие глобальных потрясений нынешние 20-летние испытали еще в утробе матери, ведь доказано, что стрессы во время беременности влияют на психику ребенка самым пагубным образом. И хронический инфантилизм, считают психологи, одно из последствий. Выводы психотерапевта Марка Сандомирского пессимистичны: «Нынешние 20-летние так и не смогли повзрослеть — они даже в зрелом возрасте сохранили детские черты и ведут себя по-детски, не осознавая этого. Словом, отсюда и безответственность, и неисполнительность в работе. Как дети, они ждут от окружающих, в том числе от руководителя, безусловной положительной оценки всего, что делают. Прибавьте еще детский эгоцентризм и потребительское отношение к жизни…»
Какие напрашиваются выводы? «Поколение жесть» не переносит физического труда. Ведь если относиться к работе как к игре, напрягаться нельзя — все понарошку, имитируются бурная занятость и бурная деятельность. В этом, по мнению специалистов, и заключен ответ на вопрос: почему упал престиж рабочих специальностей?
Прогнозы неутешительны: следующее поколение возьмет пример с предыдущего. А когда явление прижилось, укоренилось, бороться с ним сложно. Но неужто и правда все так плохо? Может, специалисты сгущают краски? Татьяна Ушакевич, заведующая психологической лабораторией Минского городского психоневрологического диспансера, со столь безрадостными прогнозами не согласна — слишком резкое обобщение. Мы ведь сами воспитали это поколение, и оно — результат нашей работы: «Не стоит забывать, что всегда существовал конфликт отцов и детей, в любом поколении есть более или менее инфантильные. Но у современной молодежи по-прежнему востребованы мужественные профессии — военного, пожарного. Да и многие наши молодые люди давно поняли, что физическим трудом нередко можно заработать больше, чем интеллектуальным».