Гражданская кампания «Наш Дом» уже на протяжении долгих лет вместе с другими борется за отмену смертной казни в стране. Но государство никак не реагировало. В середине марта прошлого года были приведены в исполнение смертные приговоры по делу «Коновалова–Ковалёва» о теракте в минском метро. Поскольку доказательная база была очевидно сомнительной, в белорусском обществе с новой силой стал обсуждаться вопрос об отмене смертной казни.
С одной стороны, теракт в Минске еще раз продемонстрировал проблему терроризма (одну из главных международных проблем в современном мире), с другой – смертной казни. Что тяжелее на чаше весов? Ведь это как в пословице: «Что посеешь, то и пожнешь». Итак, посеяли теракт; пожали – смертный приговор невиновным. С одной и с другой стороны погибли люди.
Могут задать вопрос: почему мы называем их невиновными, уверены ли мы в этом? Что касается Владислава Ковалёва, то даже судебный процесс показал, что если он в чём-то и виновен, то максимум в недонесении. Но и это с огромными оговорками, т.к. и вина Дмитрия Коновалова доказана не была. Это отметили и юристы, и даже обычные граждане, об этом говорили по всей стране: процесс был неубедительным, а приговор необоснованным. А раз вина не доказана, то мы и называем их невиновными – исходя из презумпции невиновности. Которая должна действовать стократ, коль скоро речь идёт о смертной казни. Потому что людей лишают жизни. Потому что это необратимо, и исправить следственные и судебные ошибки уже невозможно.
У нас же наоборот: в случае, когда необходимо было расследовать всё тщательнейшим образом, проверять и перепроверять, – и следствие, и суд, и казнь были проведены настолько скоропалительно, словно кто-то пытался побыстрее замести следы.
Кто за этим стоит – остаётся только догадываться. Как бы там ни было, Александр Лукашенко отказался помиловать Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, поэтому к пятнадцати погибшим добавляются двое расстрелянных, итого – 17 ушедших из жизни. День своего расстрела парни не знали до последнего часа. “Достоевщина” какая-то получается, только Фёдора Михайловича помиловали за минуту до приведения приговора в исполнение, а Диму и Влада – нет.
Никто не ожидал, что Коновалова и Ковалёва, несмотря на обращения мирового сообщества и огромные сомнения в их виновности внутри страны, расстреляют так быстро. Официальное подтверждение их смерти прислали по почте родственникам, которые до последнего верили, что ребята получат шанс остаться в живых.
Гражданская кампания «Наш Дом» приносит свои соболезнования всем жертвам трагедии этого теракта в Беларуси и продолжает бороться за отмену смертной казни в нашей с вами стране.
Пресс-служба «Наш Дом»