Условия для осуществления деятельности НКО в Беларуси ужесточаются. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного в 2012 году. С подробностями — корреспондент DW.

Условия деятельности белорусских НКО, в существовании которых не заинтересованы власти страны, остаются неблагоприятными. Поправки к законам, регламентирующим деятельность общественных организаций в Беларуси и процедуру их регистрации, не направлены на улучшение ситуации со свободой ассоциаций в стране. Они не облегчают регистрацию некоммерческих организаций и не способствуют их развитию.

КОНТЕКСТ

Белорусские правозащитники делают ставку на ООН

Граждане Беларуси, нарушение прав которых признано Комитетом ООН по правам человека, создают новую правозащитную организацию. О ее целях и работе — в материале корреспондента DW. (26.02.2013)

Лукашенко предостерегает бизнесменов от финансирования оппозиции

Еврокомиссар: Поддержка белорусского гражданского общества — приоритет для ЕС

Такой вывод содержится в годовом обзоре «Свобода ассоциаций и правовое положение некоммерческих организаций в Беларуси» за 2012 год. Он был подготовлен незарегистрированной в Беларуси Ассамблеей неправительственных демократических организаций (НДО) и Центром правовой трансформации на основе результатов проведенного ими мониторинга правового регулирования деятельности НКО.

Данный документ был опубликован в конце февраля и будет представлен в ООН в качестве оценки выполнения Беларусью рекомендаций по улучшению правовых условий для деятельности некоммерческих организаций.

О минусах говорят плюсы

О свободе ассоциаций в Беларуси можно судить по фактам, отмеченным авторами обзора как позитивные. Так, Белорусской ассоциации журналистов, Объединенной гражданской партии (ОГП), Белорусской социал-демократической партии (Грамада) удалось в 2012 году провести свои съезды. Кроме того, не оправдались опасения о выселении из офиса Белорусского славянского комитета. Минюст зарегистрировал новый юридический адрес Партии БНФ (Белорусский народный фронт).

Несмотря на постоянно принимаемые поправки в законы, регламентирующие деятельность НКО, условия существования некоммерческих организаций становятся все более суровыми, комментирует результаты мониторинга юрист Ассамблеи НДО Юрий Чаусов.

Уголовная статья осталась

Так, по словам директора Центра правовой трансформации Ольги Смолянко, Беларусь — единственная страна в Европе и СНГ, где существует уголовная статья за действия от имени незарегистрированной организации. Наличие этой статьи Смолянко ставит на первое место среди существующих ограничений деятельности НКО.

Сложность процедуры регистрации НКО и возможность отказа организациям, в существовании которых государство не заинтересовано, по мнению Смолянко, по степени важности — на втором месте. Ведь отказать в регистрации НКО могут за любые неточности, допущенные в оформлении документов, например, «не тот шрифт или опечатка в дате рождения учредителя», рассказывает Юрий Чаусов.

Регистрация для избранных

В Беларуси не регистрируют НКО, в уставе которых просматриваются, по выражению Смолянко, проблемные для Беларуси темы — гендерное равенство, демократические преобразования, права человека. А относительно небольшое количество отказов в регистрации в 2012 году — 19 — директор Центра правовой трансформации объясняет не смягчением законов, а убежденностью общественных активистов в тщетности усилий.

Ольга КарачОльга Карач

Ситуация в Беларуси не меняется годами, и становится только хуже, считает Ольга Карач, лидер гражданской кампании «Наш дом», зарегистрированной в Чехии. Попытки регистрации на родине каких-либо организаций с участием Карач в качестве учредителя, по ее словам, пресекаются — «достаточно одной фамилии».

В обзоре перечисляются организации, в отношении которых, по выражению Чаусова, применяется «тактика измора». Их не регистрируют годами, находя в одних и тех же документах новые неточности. В итоге эти НКО вынуждены регистрироваться в других странах. Они выбирают ЕС, как место прописки, потому, что там деятельность НКО регулируется законом, а не политической повесткой дня, как в Минске, отмечает Карач.

По данным Минюста, в 2012 году в Беларуси было зарегистрировано 111 новых общественных объединений. Анализ списка организаций показывает, что у желающих заниматься спортом, дрессировать животных или плести макраме нет проблем с созданием и регистрацией своего клуба или движения. «За счет таких организаций обеспечивается прирост количества НКО», — отмечает Чаусов.

Проблемы с юридическим адресом

Сталкиваются белорусские НКО и с другой проблемой — поиск юридического адреса, без которого невозможна регистрация. Найти помещение для офиса трудно из-за того, что большинство зданий в Беларуси являются госсобственностью. Ставки по аренде для НКО — такие же, как и для коммерческих организаций. Льготы предоставляет Совмин, но критерии в законе не прописаны.

Анатолий ЛебедькоАнатолий Лебедько

По закону мы обязаны иметь четыре офиса в регионах, констатирует лидер Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько. Ставки по аренде — от 150 долларов в регионах до 1000 евро в Минске за маленький офис — для многих НКО, в том числе для политических партий в белорусских условиях, — неподъемны.

Ограничения помощи

Авторы обзора констатируют, что в Беларуси продолжается практика господдержки общественных объединений, созданных по инициативе власти. Для иных организаций, указывает Чаусов, получить деньги от белорусских и зарубежных доноров — проблема.

Внешнее финансирование подлежит регистрации в департаменте по гуманитарной помощи, руководствующимся списком целей, на которые могут быть направлены средства, и этот список не велик, поясняет Смолянко.

Авторы обзора указывают на ряд иных значительных проблем, препятствующих деятельности НКО. В их числе ограничение международных контактов путем запрета на выезд из Беларуси, а также отказа в визах на въезд в Беларусь представителям партнерских иностранных организаций, использование налоговых органов в качестве «карательных».

Эксперты отмечают, что говорить в таких условиях о росте числа белорусских НКО нет смысла. Для улучшения ситуации необходимы системные изменения законодательства и правоприменительной практики, резюмирует Ольга Смолянко.

dw.de