Когда речь заходит о реформах, всегда хочется найти пример того, что из этого может получиться. Не абстрактный, а конкретный, в виде определенной страны, успехи которой было бы сложно приписать наличию необычайных природных ресурсов, благодатного климата, некой особой «ментальности», «геополитике» и чему-нибудь еще подобному. Финляндия в этом отношении для нас пример более чем подходящий.
Ресурсов, кроме леса, по существу нет. Климат похожий, если не хуже. Расположение по отношению к историческим центрам цивилизации — периферийное. В склонности к злоупотреблению спиртосодержащими продуктами финны явно не уступят белорусам. Добавим к этому протяженность границ с общим восточным соседом, зависимость от его рынка и поставок энергоресурсов.
При всем этом ВВП на душу населения в номинальном исчислении в Финляндии превышает показатели, скажем, в Германии или Франции. Весь финский ВВП в 4 раза больше белорусского, а населения — всего 5,5 млн., то есть чуть больше половины нашего. Добавлю — хоть финны и нация стареющая, но депопуляции у них не наблюдается: прирост населения не большой, но стабильный.
Пожалуй, самая важная составляющей финского успеха — стратегия развития школьного образования. Система финского образования — сама по себе явление уникальное. По результатам Международной программы оценки знаний учащихся — финны традиционно в списке лидеров наряду с Южной Кореей, Тайванем, Японией. О финском образовании написано немало восторженных статей, учиться финскому опыту не считают зазорным американцы и англичане.
Иностранцев в первую очередь поражает, что обучение в школе начинается не ранее 7 лет; что в течение первых шести лет обучения нет ни формализованных оценок, ни домашних заданий; что количество занятий и, соответственно, учебной нагрузки учителей — одно из наименьших в мире, при этом наименьшей в мире является разница в уровне знаний лучших и худших учеников, а качество образования, представляемого столичными и провинциальными школами практически одинаково.
Как это получилось?
К началу 1960-х образовательный уровень населения Финляндии, по свидетельству финских эдукологов, был не выше чем в Малайзии или Перу. Не более 10% финнов заканчивали 9-летнюю среднюю школу. А получение университетского диплома было вообще чем-то экстраординарным. В середине 1970-х не только эта ситуация была признана ненормальной, но общество, специалисты, политики пришили к общему выводу, что при отсутствии природных ресурсов, единственный шанс на достойное существование в современном мире дает приоритетное развитие сферы образования.
Результатом этого согласия стала беспрецедентная по своему значению реформа. Сейчас 12-летнее среднее образование получают почти все, 66% выпускников школ продолжает обучаться в вузах (это один из наивысших показателей в Евросоюзе), 50% взрослых охвачены программами продолжающегося обучения…