Онлайновые ресурсы запестрели 10 октября броскими заголовками типа: в Минске похоронили ЕврАзЭС. И если кончина прежнего альянса — медицинский факт (подписан договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС), то жизнеспособность и особенно перспективы развития создаваемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вызывают у экспертов большие сомнения.
При этом на трехслойном (СНГ, ЕврАзЭС, ЕАЭС) саммите в белорусской столице через край била бравурная риторика партнеров по евразийской интеграции.
Хозяин мероприятия Александр Лукашенко заявил, что на карте мира сформировался новый мощный экономический центр (это о сыром союзе довольно отсталых экономик, который только еще будет запущен с 1 января будущего года).
В свою очередь, Владимир Путин выразил уверенность, что новая ступень интеграции поможет странам-участницам «эффективнее решить задачи модернизации экономик». Российский президент подчеркнул, что «создаваемый общий евразийский рынок начнет функционировать по универсальным, прозрачным и понятным правилам, основанным на нормах и принципах ВТО».
Ратификация с кукишем в кармане
Эксперты же опасаются, что альянс авторитарных режимов скорее приведет к консервации отставания постсоветских стран.
Да и насчет универсальных прозрачных правил Путин явно перегнул. Изъятия и ограничения будут отравлять партнерам жизнь и сталкивать их лбами как минимум до 2025 года. Беларуси, к слову, до вступления в ВТО вообще как до луны.