Благодаря обращению в Мингорисполком инициативной группы, собравшей 4000 подписей за установку в столице памятника Кастусю Калиновскому, чиновники поручили городскому научно-исследовательскому институту социально-экономических проблем рассмотреть такую возможность.

Именно этот НИИ разработал научную концепцию, в соответствии с которой в столице будут появляться памятники и мемориалы. «Салідарнасць» выяснила, кто и почему попал в список кандидатов.

В концепции констатируется, что город не имеет генеральной схемы художественного оформления и монументальной пропаганды. Этот пробел НИИ намерен ликвидировать.

В частности, существует масштабная и интересная идея мемориальной композиции под условным названием «1000-летие белорусской государственности». В этом пантеоне достойное место могли бы занять и Кастусь Калиновский, и Лев Сапега, и князь Витовт, и многие другие исторические личности. Но что получится из этого масштабного замысла, сейчас сказать трудно.

А пока на монументы могут рассчитывать князья-основатели города. Памятник Всеславу Чародею предлагается реализовать в виде скульптуры (возможно, конной). Под установку предлагается живописный склон между Большим гостиным двором (площадь Свободы, 4) и выходом из станции метро «Немига». Памятник Глебу Менскому должен стоять на самой старой площади города – Старой Троицкой, – которая частично сохранилась между трассой улицы Богдановича и тремя зданиями бывшей 2-й клинической больницы.

Также в концепции учтено, что в 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Петра Машерова. Оптимальной формой мемориализации специалистам НИИ представляется установка памятника первому секретарю ЦК КПБ на склоне у гостиницы «Планета».

Также, возможно, появится мемориал, посвященный битве на Немиге, которая является отсчетом летописи нашей столицы. Что же касается воссоединения Восточной и Западной Беларуси, то решено остановиться на варианте установки мемориальной доски на улице 17 сентября.

Складывается впечатление, что четко сформулированных критериев, кому ставить памятники, а кому – нет, не существует. Оно и неудивительно, учитывая, что окончательное решение так или иначе остаётся не за специалистами, а за властями, которые зачастую склонны руководствоваться политической конъюнктурой, а не исторической значимостью персонажей.

В концепции присутствует ссылка на результаты социологических опросов, проведенных среди минчан. Возможно, такое исследование будет проводиться и относительно памятника Кастусю Калиновскому. По имеющимся данным, официальную позицию по этому вопросу Минский НИИ социально-экономических проблем и Институт истории Академии наук Беларуси планируют сформулировать к 15 августа.

 

Тем временем мемориальная доска Кастусю Калиновскому, таинственно исчезнувшая в 1998 году вновь появилась на фасаде Дворца борьбы имени А. Медведя. Как сообщили «АртСядзібе» в администрации Первомайского района столицы, мемориальную доску вернули на место после реконструкции здания. В 1998 году её похитили, но впоследствии работникам милиции удалось отыскать похищенную реликвию. До недавнего времени она находилась на хранении в ЖРЭУ Первомайского района.