В гостях голосового чата «Нашего Дома» мы встречались с брестским активистом Андреем Шарендо. На нашем сайте был ряд материалов о нем и о его сложной судьбе. Мы говорили с Андреем о стачках, как одном из самых действенных инструментов борьбы с режимом. Его мнение и выводы сегодня публикуем в нашем материале.
Революция, которая началась год назад в августе, на самом деле держит начало ещё в 2019 году — год парламентских выборов. Уже тогда было понятно, что большинство против Лукашенко и готово выступать против режима.
Чего не хватило для победы?
Много кто считает, что мы проиграли, но революция ещё не закончилась, и она будет продолжаться до нашей победы. Чего же нам не хватило в прошлом году для победы? Я и мои друзья, которые начинают кампанию по подготовке забастовок, считаем, что все ошибочно думали, что только массовыми акциями протеста можно сместить режим. К сожалению, этого оказалось недостаточно. Режим начал репрессии и силой задавил активность. Да, бой мы проиграли, но война ещё не закончена, и те процессы, которые были запущены в прошлом году, имеют необратимый характер.
На мой взгляд, нам не хватило именно солидарности, как например если бы в августе месяце 15-20% просто не вышли на работу, то проблема была бы решена за месяц. К сожалению, этого не произошло, и под дубинки ОМОНа и светошумовые гранаты лезли люди, зарплаты которых гораздо выше простых рабочих. Элита нации сейчас находится в растерянности и вынуждена разъехаться. Бюджетники, рабочие не поддержали забастовку, хотя многие были готовы, как тот же Беларуськалий, НАФТАН и другие, кто постепенно уходили в стачки. Хорошо, что они получали огромную поддержку, но этого недостаточно, потому что большинство к ним не присоединилось.
Стачка сработает?
Беларусь оказалась в состоянии тотальных репрессий, когда какие-либо акции — это административный или уголовный срок. Но протестовать можно немного другим способом: просто готовиться к всеобщей стачке. Для этого на самом деле нужно немного: просто в течение двух-трёх недель не выходить на работу и этим сказать диктатору своё «НЕТ!». Мы все поймём, когда это надо начинать. И хоть кажется, что всё заглохло, но на самом деле сейчас усиленно работают беларусские диаспоры. Они поддерживают различные инициативы, двигают санкции. И мы видим, что наконец-то сейчас все согласились, что санкции нужны, хотя на для этого потребовалась посадка самолета.
Тут только вопрос, когда эти санкции начнут действовать. Нужно понимать, что режим Лукашенко — банкрот, он сейчас выскребает все, что может. И вот когда доскребет до самого дна, тогда скакнут курсы валют, будет не хватать импортных лекарств, платить зарплаты, и тогда мы поймем, что пришло время, и все не выйдем на работу. И дальше бойкот всех их поборов и готовиться к стачке. В этот момент всем надо будет запастись элементарным набором продуктов и уйти в забастовку. Что касается бизнеса, нужно просто на несколько недель закрыть свой бизнес. И потом уже, когда режим ослабнет, всем выйти, но не чтобы просто прогуляться по улицам, а чтобы забрать нашу победу, которую мы давно заслужили.
Я надеюсь, что Светлана Тихановская и дальше будет призывать к жестким санкциям против Лукашенко, и это ещё больше приблизит нашу победу. Светлана сама не раз призывала к забастовкам, поэтому я считаю, что ей и штабу необходимо присоединиться к идее народной стачки, которая действительно может привести нас к победе. Забастовка, объявленная на 26 октября, не удалась потому, что многие думали, что на неё выйдет кто-то другой. Мы не отреагировали на призыв, поэтому не надо перекладывать вину на другого, а нужно искать выход из этой ситуации. Те, кто находятся на территории, сами могут стать лидерами на своих заводах, фабриках, прочих объединениях и призывать к санкциям. Нужно продолжать борьбу каждый день, партизанские акции никто не отменял: клейте листовки, рисуйте граффити, выходите на партизанские марши и это будет вклад в нашу победу. Действуйте вместе от разных инициатив: “Перамога” или “Супраціў”. Главное действовать!
Надо объединяться!
Если мы объединимся, то даже Путин не поможет этому режиму устоять. Режим Путина тоже доживает последние часы и начинаются те же репрессии, что и у Лукашенко. Все диктаторы заканчивают одинаково, поэтому и Лукашенко, и Путин не будут исключением. Протесты никуда не делись, не заглохли, в сознании людей эта свобода уже заселилась и её уже нельзя будет вытянуть. Поэтому это только вопрос времени, сколько режим ещё сможет простоять. Если снова будет вспышка, если снова будет подъём, то всё будет в наших руках. Нужно только немного поработать и не останавливаться.
Тех, кто не поддерживает режим, действительно сейчас 97%. Единственное, что сейчас может сделать режим, — это посадить в тюрьму, уволить, но не больше.
Он уже не властен над сердцами людей, и поэтому есть много людей, которые остаются на территории под этой репрессивной машиной, но продолжают бороться. Лукашенко даже не всегда хватает людей для этих разбоев, что самой Эйсмонт некогда приходилось ездить срезать ленточки. Пока у него есть деньги, он удерживает эту систему, но как только деньги начнут заканчиваться, эти крысы будут убегать с корабля, и тогда надо будет просто добивать. Я верю, что мы все скоро вернёмся домой, и на это не понадобятся года, а лишь несколько месяцев. Мы вернёмся и будем отстраивать нашу Беларусь заново.
Напомним, что супруга Андрея Шарендо Полина Шарендо-Парасюк приговорена 9 июня 2021 года к двум годам колонии общего режима сразу по трем статьям УК РБ: 364, 368 и ч. 1 ст. 369.