Очень скоро настанет новый, 2021/22 учебный год. Кто-то из совсем юных граждан Беларуси в первый раз поднимется на школьное крыльцо, а кто-то из выпускников – понесет на плечах первоклашку 1 сентября, чтобы пронзительный колокольчик первого школьного звонка был еще слышнее тем, кто в День знаний начнет или продолжит свой путь к вершинам знаний.
За последние 30 лет система общего школьного образования в Беларуси менялась десятки раз: утверждались новые программы, много раз перевыпускались учебники, систему образования пытались реформировать и совершенствовать. Принесли ли долгожданные плоды эти многочисленные попытки? Отнюдь. Сегодня мы наблюдаем значительное снижение качества школьного образования, многочисленные конфликтные и преступные инциденты в школах, да и отсутствие тяги к знаниям молодых поколений как таковой.
Что же изменилось в новейшей Беларуси по сравнению с периодом ее оккупации СССР? Сегодня мы вместе с вами, наши уважаемые читатели, попробуем в этом разобраться.
«10 из 10», или маленькая коррупционная схемка
В 2002 году Беларусь перешла на десятибалльную систему оценки. Она вызывает ряд вопросов и сегодня.
По каждому из предметов была создана некая «абсолютная шкала». Так, 10 баллов за ответ у доски ученик получает за определенный набор навыков и умений. Однако данная шкала никак не соотносится с тем, что конкретно сейчас у доски ученик рассказывает. Одна и та же шкала действует и для младших классов, и для среднего и старшего учебных звеньев.
Подвох кроется и в другом: если пятибалльная система оценок подразумевала под собой определенную градацию знаний: 1- «Плохо», 2 – «Неудовлетворительно», 3-«Удовлетворительно», 4-«Хорошо» и 5-«Отлчино», то в десятибалльной системе такая градация весьма и весьма размыта.
Как определить, где проходит граница между «6» и «7», а уж тем более – между «9» и «10»? Конкретного ответа на этот вопрос нам не даст никто.
Именно поэтому все сомнения и градации полностью отдаются на откуп учителей. Машенька сдала на новые занавески (краску, пособия и т.п.)? Поставим Машеньке «8». А Васенька не сдал? Ему поставим «7». При такой схеме педагог всегда найдет тысячу и одно основание, почему он поставил на балл больше или меньше при равных знаниях двух учеников. В Беларуси среди родителей будущих медалистов бытует практика: регулярно «заносить» нужным учителям, чтобы ребенку поставили «10», а не «9» и не испортили ему баллы аттестата.
В 2017-м в Беларуси заговорили о возвращении к пятибалльной системе оценок. Идею поддерживал в том числе Василий Жарко, занимавший в те годы пост вице-премьера. Но диктатор рассказал всему миру, что его любимый Коленька поддержал десятибалльную систему, поэтому «откат» не состоялся.
Двенадцатилетняя альтернатива
В 1994 году была обнародована концепция перехода к двенадцатилетней системе образования. Двенадцатый класс средней школы планировали сделать «профильным», то есть подготавливающим будущих абитуриентов к поступлению в СУЗы и ВУЗы.
В 1998 была начата попытка ее реализации. По словам тогдашнего министра образования Беларуси Василия Стражева, ее поддержали 75% учителей и директоров школ. Но ни один ученик не выпустился из 12- класса. Не успели – реформу «свернули».
Сначала появилась критическая статья тогдашнего первого замглавы Администрации президента Анатолия Рубинова в марте 2008. Затем в это дело снова влез и сам диктатор, зарубив инициативу на корню.
12-летнее обучение в школах отменили, из-за чего некоторым классам пришлось учиться по «сдвоенным» программам, а в 2009-м состоялся двойной выпуск – одиннадцатых и «одиннадцатых-штрих» классов.
Двойная программа – двойные учебники – двойная головная боль.
Кстати, о пестром калейдоскопе учебников, меняющихся с выгодой для государства чуть ли не каждый год, вы можете прочитать в этом материале.
Вучыцца на роднай мове амаль забаронена!
С родным языком, а точнее, обучением на нем, у маленьких беларусов совсем сложная ситуация.
В 2018 году Минобразования бодренько отрапортовало о том, что в стране аж 45,5% школ, где дети обучаются на белорусском. Казалось бы, есть повод радоваться, но нет: такая информация оказалась чистой подтасовкой фактов.
По состоянию на 2018 год в Беларуси было 2813 школ, из которых 1220 — в городах, и 1593 — в сельской местности. Школ с белорусским языком обучения Минобразования насчитало 1282 — это действительно 45,5% от общего количества. Преподавание на родном, беларусском языке, в основном ведется в сельских школах.
Однако, Минобразования тактично умолчало о том, что из этих 1282 школ 1207 располагались в сельской местности, и только 75 — в городах. Но в городских школах обучается в пять раз больше детей, нежели в сельских! Именно поэтому реальное количество ребят, обучавшихся на белорусском, составило чуть более 10%.
В русскоязычных школах (а таких в Беларуси большинство) часов русского языка и литературы больше, чем уроков беларусского. В первом классе дети 3 раза в неделю учат русский и один раз белорусский. Со второго по четвертый класс уроков белорусского становится два в неделю.
В период с 2012 по 2018 год в Беларуси исчезло в 3,5 раза больше беларусскоязычных школ по сравнению с русскоязычными.
Раньше было лучше?
Система школьного образования в Беларуси начала меняться в 1988 году, после того как министром народного образования стал Михаил Демчук. Преподавание истории, например, тогда велось исключительно по трактовке хамоватого и вечно пьяного «старшего брата». О Беларуси ученикам рассказывали по примерно следующей схеме: «В такой-то период времени в Москве было так, в Ленинграде – так, а в Минске – вот эдак».
В конце октября 1992 года состоялось совещание в Совете министров Республики. Михаил Демчук, ставший к тому моменту вице-премьером в правительстве Кебича, поставил задачу: с 1 сентября 1993 года школы должны перейти на новые национальные учебники вместо истории и географии СССР.
Авторы начали работать над учебниками где-то в середине ноября, но подготовить учебники к сроку все же успели. Почти два года школьники учились по новым пособиям, но после первых президентских выборов, на которых беларусский народ совершил главную ошибку в своей истории, все круто изменилось в худшую сторону.
Реформаторов обвинили в том, что этими учебниками Министерство образования пытается поссорить Беларусь и Россию.
На самом деле такие обвинения диктатора были, как и всегда, очередной грязной и не особо сложной политической игрой. Цели он определил для себя, видимо, с самого начала: «дружба» с Россией, бесконечные кредиты и ресурсы, которые должны были обнулиться в тот момент, когда диктатор планировал стать во главе Союзного Государства. Это был один из первых его ударов по национальному самосознанию и самоопределению беларусов.
Есть ли у нас «лишние» предметы?
Автор этой статьи учился еще в школе советского периода. Могу вам сказать, что раньше пятый класс был действительно «путевкой в жизнь». Никакой больше арифметики: алгебра и геометрия, никакого чтения и письма: языки и литература. А бонусом шли такие замечательные предметы, как биология, химия, физика, черчение, ет цетера, ет цетера.
Это было сложно и немного утомительно после начальной школы, но чертовски интересно и увлекательно. В пятом классе мы уже считали десятичными дробями, смотрели на клетки лука в микроскоп и читали «Слово о полку Игореве».
Что же мы наблюдаем сегодня?
Ученики пятого класса все еще ходят на «математику», нет ни химии, ни физики, ни биологии. Фактически начальная школа для пяти- и шестиклассников растянулась еще на пару лет, разбавив привычную программу разве что историей.
Наших детей так оберегают от излишних нагрузок или намеренно растягивают их обучение, считая не слишком умными?
К сожалению, второе, и, как всегда, с двойным дном. Возраст пяти- и шестиклассников – 11-12 лет. Тот возраст, когда молодой, пытливый ум, старается впитывать в себя любые знания, как губка. Наше поколение не было более умным или любознательным: просто нас начали вовремя учить тому, что нужно. Именно поэтому «сложные» темы и предметы давались нам легко.
Сейчас же у нас в стране бездарные чинуши оттянули время изучения основополагающих наук до подросткового периода развития детей, «подарив» им свободное время для «Тик-Тока», телевизора и шатания по улицам. Ведь развивающие кружки, даже там, где они есть, повсеместно платные и далеко не каждая беларусская семья может таким образом заполнить свободное время своих чад.
И еще немного о «сложностях» и сокращениях. В 2019/20 учебном году учебные программы за 9 класс претерпели значительные изменения: часть наиболее «сложного» материала перенесена в 10-й и 11-й классы.
- Так, например, по физике была перенесена тема «Колебания и волны» (советские дети изучали ее в 8-м классе).
- По просьбе учителей химии из учебной программы 9-го класса исключен раздел «Органические соединения», он перенесён в 10-й класс.
- По русской литературе произведение Николая Гоголя «Мёртвые души» перенесено из 9-го класса в программу 10-го.
Также были исключены и другие «сложные» учебные материалы, видимо, снова с определенными целями. Например, из программы по обществоведению исключены такие теоретические вопросы, как «Основные подходы к изучению общества», «Формационный и цивилизационный подход к изучению истории» (Формация – от латинского «вид, образование») – согласно этому подходу, всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре – Прим. Ред.)
Нашим детям на пороге взросления не нужно изучать общество и сравнивать в историческом разрезе пути различных государств? Ну-ну…
По беларусской литературе сокращено содержание некоторых обзорных тем, таких как «Літаратура Сярэднявечча» (к этому периоду относится, например, «Божественная комедия» Данте), «Літаратура эпохі Адраджэння» (Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес). Были исключены отдельные вопросы теории литературы (понятия о литературном процессе, художественных направлениях и течениях). Во всех программах сокращён перечень обязательных для усвоения понятий.
Некоторые темы из школьной программы убирают, по ряду предметов заметно меняют количество часов, а отдельные дисциплины и вовсе периодически «кочуют», так было с черчением и физикой в 6 классе.
Сначала – подмена понятий, а затем – и их отмена. Зачем изучать общество, историю и течения в искусстве? Государство «щедро» подарит молодым гражданам информационный шлак в виде «творчества» Азаренка (скетчи и клоунада), Ланской (кордебалет) и Солодухи (частушки и куплеты). А чарку со шкваркой — в придачу.
А недавно из школьной программы была убрана музыка. Потому, что ее восприятие ведет к гармонии внутри себя и лучшему пониманию мира и событий, происходящих в нем.
Как ЦТ забирает у детей возможность мыслить и анализировать
В 2003 году появилось очередное «полезное» нововведение: вместо вступительных экзаменов в ВУЗы ввели «централизованное тестирование». Немногие помнят, но в первый год ЦТ заменило не только вступительные экзамены, но и выпускные из школы.
Результат оказался катастрофическим: итоги ЦТ показали, что большая часть учеников не должна быть выпущена из школ! Нововведение быстро свернули и стали выдавать аттестаты по годовым оценкам. На следующий год экзамены и ЦТ проходили параллельно.
Главное коварство ЦТ заключается в полном игнорировании заданий, где необходимо обоснование (доказательство). Итоговая проверка детских знаний свелась к банальным тестам, где нужно просто указать свой вариант.
Если доказательных задач нет в ЦТ, соответственно, и в школах эти задачи сокращают до минимума или убирают. Такой вот «прагматизм»: учат только то, что понадобится при сдаче ЦТ. Решая доказательные задачи, маленький человек учится критически и логически мыслить, выбирать из ряда решений и вариантов. Но государство сказало «не нужно». А мы даже не задумались, какими могут быть последствия.
Но даже планку ЦТ в последние пару лет существенно занизили. По словам выпускников 2019/20 года, раньше за определенный вопрос начислялось 2-3 балла (на пробном и центральном тестированиях), сейчас за тот же вопрос может быть и 15. По их словам, иначе «результативности», равно как и проходных баллов в ВУЗы не достигнуть.
Взгляните на приведенную таблицу. Растущие показатели баллов – результаты именно таких «переоценок знаний».
Если подвести краткий итог всему вышеописанному безобразию, то в очередной раз напрашивается неприятный, бесчеловечный вывод. Государство специально поддерживает подобную систему образования и экзаменов, чтобы делать из наших детей, простите, полуграмотных дегенератов. На очереди у системы – введение «патриотического воспитания» и должности военрука в школах.
Сразу после нашей общей Победы МЦГИ «Наш Дом» немедленно выступит с инициативой и предложениями реформирования и модернизации модели общего школьного образования. Это необходимо для того, чтобы дать детям Новой Беларуси необходимый пласт знаний и умений для строительства уверенного и обеспеченного будущего.