Идея цифрового правительства первоначально зародилась лет 13-15 назад в секторе IT города Минска. Особого продвижения она, естественно, не получила ввиду того, что внедрение цифровых технологий предполагает открытость, что режиму не выгодно. О сути цифрового правительства мы беседовали в голосовом чате «Нашего Дома» с участником проекта eBelarus и руководителем Союза беларусов Люксембурга Михаилом Кучеровым.
После выборов 2010 года Михаил принимал участие в концепции, которая начала развиваться в 2011-2012 годы в Европе, когда заработала программа стран Восточного партнерства и Евросоюза. Тогда в 2015 году парламентом была подписана Декларация о едином цифровом пространстве стран ЕС и Восточного партнерства, где были включены предложения о присоединении стран-партнеров к Европейской декларации об электронном правительстве (программа eUnion). После 9 августа 2020 года проект eBelarus получил вторую жизнь. Сейчас Михаил участвует в программе eBelarus+ eUnion.
Изначально в прошлом году (август, сентябрь, октябрь, ноябрь) представители программы вели переговоры с Эстонской академией цифрового управления. Предполагалось, что уже существующую эстонскую систему, которая является мировым лидером, удастся заполучить готовую, но где-то в начале января произошло знакомство с беларусской командой, которая тоже занималась этим проектом. Они достаточно далеко шагнули даже относительно базовой системы Эстонии в плане применения новейших технологий. У них была концепция построить систему именно на Blockchain.
Blockchain является самой безопасной системой в плане деанона участников Цифрового государства и вместе с тем самой прогрессивной, дающей возможность проследить все транзакции.
На данный момент в области развития цифрового правительства ведётся два независимых проекта: Мэта-Беларусь и eBelarus, — которые в итоге должны привести к одному и тому же результату. Мэта-Беларусь обеспечивает техническую и технологическую часть проекта. eBelarus должна ускорить образование политической и технической связи со специалистами Евросоюза, Украины и других стран, где применяются интересные технологии, которые можно и позаимствовать, и использовать. А также продвинуть скорейшую сертификацию общего проекта «Цифровое государство», чтобы международное сообщество на стадии запуска признало этот проект демократическим и передовым, которому можно доверять, и результаты которого будут приниматься на уровне всех стран.
Все вопросы проходили в Еврокомиссии и Европарламенте под эгидой стран Восточного партнёрства. Из-за того, что под руководством Лукашенко Беларусь вышла из него, то сейчас рассматриваются пути, чтобы остаться в этой программе уже со стороны демократических сил. От признания зависит конечный результат, потому что здесь важно получение и признание техническими службами Евросоюза сертификации безопасности этой системы.
Конечно, только этот проект не может сместить диктатора. Но он может приблизить этот момент в совокупности с другими инициативами. Команда работает на волонтерских началах, у нас нет экономической поддержки, поэтому не факт, что к референдуму получится запустить программу. Но рассматривается один из сценариев проведения референдума – когда параллельно с референдумом Лукашенко будет запущено проведение референдума в цифровом пространстве, результаты которого будут настоящими. Естественно всё мировое сообщество будет доверять результатам цифрового голосования.
Это один из моментов, когда демократические силы смогут перекрыть Лукашенко возможность провернуть привычный сценарий. Кроме того, эта система может быть использована и для людей за территорией Беларуси в качестве так называемого цифрового паспорта. Они смогут зарегистрироваться в системе и получить его. Будет огромный выбор подключения различных систем к этому ядру идентификации. Любой член Цифрового государства сможет инициировать какое-либо голосование и предложить проголосовать другим участникам.
Мы сможем увидеть в этом множестве людей, которые войдут в Цифровое государство, действительную картину наших планов и куда мы движемся.
После ухода Лукашенко этот инструмент сможет помочь обеспечить горизонтальные связи, голос народа, который сам выберет, в каком строе он будет жить, и сделает это прозрачно. Любой пользователь будет видеть, как был принят его голос, так как эта система построена как раз на Blockchain. По результатам того, что мы будем видеть, мы сможем приступить, например, к выборам Парламента в режиме народного контроля, как это сделано в Эстонии. То есть эта система – инструмент, который необходим в переходный период, а дальше его можно будет развивать.
Справочная информация:
В мире существует примерно 3 концепции цифрового государства. В первой концепции центральным является бизнес, как в США. Вторая – концепция прозрачного управления, как в Китае. И третья – безопасность человека и его личных данных, как в ЕС. У ЕС самые жесткие правила по безопасности личности, поэтому, прежде чем запустить систему идентификации, мы пройдём сертификацию у ЕС.
Безусловно, очень заметно, что идет некоторое отторжение идеи Цифрового государства со стороны людей. Это происходит по разным причинам, но также здесь работают пропаганды с разных сторон: российская пропаганда и, увы, офиса Тихановской. При такого рода государстве позиция лидера становится достаточно шаткой, потому что если он не исполняет требований народа, то он быстро перестает быть лидером. Но ведь нам не нужен второй режим Лукашенко? Кроме того, конечно, недостаточное владение информацией о проекте и постоянное давление на людей со стороны режима также играют свою роль. Появляется недоверие и паранойя. С этим нужно всячески бороться, но бороться именно распространяя информацию и объясняя обычным людям саму суть цифрового правительства, его плюсы и минусы.