После выборов-2020 абсолютно разные люди высказались против насилия на улицах и фальсификаций при подсчете голосов. Среди них оказались и ученые: доценты, кандидаты наук, профессора, авторы публикаций в научных журналах, обладатели наград. Люди науки точно так же оказались в тюрьмах, были признаны политзаключенными, некоторые уехали за границу. Сегодня мы вспомним, как нелегитимная власть начала уничтожение беларусской науки после выборов.
Увольнения в отношении научных деятелей после выборов стали массовыми. Например, с августа 2020 года по апрель 2021 по политическим мотивам были репрессированы более 130 белорусских сотрудников вузов и ученых. Свыше 50 из них были уволены, еще 16 ушли по собственному желанию. 33 человека отбыли разные сроки административного ареста, более десяти человека были оштрафованы. Самая распространенная форма репрессий в отношении ученых – увольнение.
23 октября 2020 года 24 сотрудника Академии наук приняли участие в записи видеообращения к научному сообществу, всем гражданам Беларуси и властям страны. В нем они осудили насилие, репрессии в отношении мирных беларусов. Среди участников видео – доктор химических наук Елена Королева, кандидат физико-математических наук Иван Сивцов, кандидат химических наук Ирина Парибок, кандидат филологических наук Сергей Гаранин, магистр биологических наук Ксения Пантелей.
17 ноября 2020 года стало известно о том, что в Институте истории Академии наук Беларуси не продлили контракты сразу трем историкам. Под репрессии попали заведующий отделом генеалогии, геральдики и нумизматики Алексей Шаланда, кандидаты наук Николай Волков и Екатерина Кривичанина. До увольнения Алексей Шаланда защитил бело-красно-белый флаг, преследуемый властями, заявив, что флаг дважды имел статус государственного, а рисунок на асфальте нельзя считать флагом. Николай Волков сделал фото около изображения бастующего шахтера Юрия Корзуна. Екатерина Кривичанина рассказала о давлении со стороны профсоюзов. До этого 14 августа 2020 года 38 сотрудников Института истории подписали заявление, в котором выразили недоверие результатам выборов.
В ноябре 2020 года 15 учёных Института генетики и цитологии вышли из государственной Федерации профсоюзов и создали первичную профсоюзную организацию Свободного Профсоюза Беларусского – то есть профсоюза, независимого от государства. 5 июля 2021 года у трех генетиков-членов организации был последний рабочий день. Работникам угрожали увольнением по статье. Среди уволенных – участники видеообращения против насилия Ксения Пантелей и Марина Богданова. Также лишили должностей Александра Носова, Илону Сахарута, Елену Аксенову.
24 ноября 2020 года уволили еще одного историка из Академии наук – Андрея Радомана. Он занимается историей раннего Нового времени, историей государства и права ВКЛ и Речи Посполитой, историей местного самоуправления, генеалогией и сфрагистикой политической элиты ВКЛ, а также историей правоохранительных органов Беларуси. Андрей Радоман – автор более 80 научных работ. А 25 ноября 2020 года был уволен седьмой ученый Института истории НАН – Владимир Шипилло, сотрудник отдела антропологии. Также тогда стало известно об увольнении из НАН кандидата филологических наук Александра Жлутко и кандидата исторических наук Татьяны Поповской.
Из солидарности с коллегами из Академии наук ушли еще несколько историков. Кандидат исторических наук Андрей Мацук в сентябре был задержан и отбыл арест 13 суток по статье 23.34 КоАП. Вадим Аниперков, Андрей Унучек и Василий Воронин также решили уволиться, чтобы поддержать вынужденных уйти коллег.
13 февраля 2021 года на концерте на базе отдыха в поселке Сокол Смолевичского района был задержан 42-летний этнограф Степан Захаркевич, который был на мероприятии с женой и детьми. Степан – член Польского научного общества исследований XVIII века, стажировался в Институте истории Вроцлавского университета и в Университете Мальты. За посещение концерта его наказали 15 сутками административного ареста. С его женой Еленой Басалай, преподававшей на юрфаке БГУ, расторгли контракт.
Беларусские ученые очень долго жили в фактическом рабстве Лукашенко. За достаточно небольшие зарплаты они продвигали науку, совершали открытия, ездили на конференции и семинары, изобретали новые сорта растений для сельского хозяйства. Теперь же многие действительно талантливые люди вынуждены уйти из науки, ведь при Лукашенко здесь их умам места нет. Что это означает? Откат назад в исследованиях, отсутствие новых открытий, слабое научное сотрудничество – а значит, пострадает и экономика, пользующаяся разработками Академии наук. К сожалению, озабоченный личной властью диктатор вряд ли думает о будущем беларусской экономики, науки и тем более беларусского народа.