Экология в Беларуси — одна из сфер, на которую беларусское государство не обращает внимания уже много лет. Из уст чиновников, со страниц госпропаганды никогда не прозвучат заявления о вырубке лесов, осушении болот, эрозии почв, об использовании природных ресурсов и загрязнении воздуха. Вот почему экологией занимались в основном активисты некоммерческих организаций. Но после выборов 2020 года многие из них поддержали оппозиционных кандидатов — и, как результат, оказались в эмиграции и даже за решеткой. Сегодня мы расскажем о судьбах экологических активисток, которые хотели жить в гармонии с природой, но стране это оказалось не нужно.
1 сентября 2020 года была оштрафована экологическая активистка и правозащитница из Светлогорска Елена Маслюкова. Еще до выборов женщину начали преследовать силовики. С начала избирательной кампании в Беларуси на Елену составили три протокола по статье 23.34 КоАП, ее оштрафовали на сумму 2160 рублей. 9 августа 2020 года Елену задержали за то, что она 26 июля участвовала в предвыборном пикете Светланы Тихановской. Экоактивистку продержали в изоляторе более суток. За мониторинг мирного собрания 24 августа 2020 года на Елену снова составили протокол по статье 23.34 КоАП. Милиция быстро разогнала участников собрания, а Елена Маслюкова в это время наблюдала и находилась в стороне. На нее сразу составили протокол за участие в несанкционированной акции, затем его несколько раз переписывали из-за ошибок. 1 сентября Елену оштрафовали на 1350 рублей.
8 сентября 2020 года экоактивистка, глава организации «Экодом» Ирина Сухий была приговорена к пяти суткам административного ареста за, как утверждается, нарушение порядка проведения акции протеста. Ирина была главой кампании по противодействию строительству Островецкой атомной электростанции. На суде по делу об участии в марше судья не принял во внимание состояние 93-летней матери Ирины Сухий, опекуном которой являлась женщина. Дома у экоактивистки прошел обыск, также обыскали и квартиру ее дочери. 31 августа 2021 года стало известно о ликвидации организации «Экодом», а 3 сентября 2021 года дома у Ирины Сухий прошел обыск.
8 сентября 2020 года обыск прошел у экологической активистки Ксении Малюковой. В квартире в это время был молодой человек активистки. О причинах обыска и основаниях его проведения ничего не сообщили. В 2019 году Ксения Малюкова провела в Минске первый Zero Waste Market. Также она являлась координатором по Беларуси Международной кампании «Живая весна» в поддержку птиц.
8 октября 2020 года к 13 суткам административного ареста была приговорена исполнительная директорка общественной организации «Экодом» Марина Дубина. Двумя днями ранее активистку задержали с применением силы по подозрению в нарушении порядка проведения массового мероприятия. Суд прошел с нарушениями. В частности, судья планировала вызвать засекреченного свидетеля из Министерства внутренних дел, личные данные которого были скрыты. Силовики пытались незаконно проникнуть в квартиру Марины Дубиной. 16 июля 2021 года, после начала процесса ликвидации организации «Экодом», у нее в квартире прошел обыск.
10 октября 2020 года под Минском задержали экологическую активистку Анору Лангар, специалистку по коммуникации представительства ООН. Ее намеревались забрать прямо с дачи ее отца, но девушка отказалась ехать за ними. В сопровождении сотрудника офиса, отца и милиционеров ее доставили в Первомайское РУВД Минска. После допроса Анору перевезли в ИВС. Родственники попытались передать ей личные вещи первой необходимости, но им в передаче отказали.Квартиру Аноры Лангар обыскали. Анора — основательница фестиваля экологического кино.
20 октября 2020 года в доме у экологической активистки Анны Дапшевичюте прошел обыск. Анна сотрудничала с товариществом «Зеленая сеть» как ивент-менеджер. Она жила на хуторе в Витебской области. В день обыска к ней домой приехали представители Поставского отделения милиции. Обыск продолжался около двух часов, силовики изъяли технику, но оставили у дома Анны машину для слежки за активисткой. Анна Дапшевичюте была вынуждена уехать за границу. Сейчас она работает генеральным секретарем Беларусского национального молодежного совета «РАДА».
23 октября 2020 года была задержана Алена Дубовик, работавшая оператором «Зеленого телефона» в организации «Экодом». Алена консультировала людей, которые хотят решать экологические вопросы в своем окружении. Ежегодно она обрабатывала около шестисот различных запросов. Алену приговорили к 15 суткам лишения свободы за участие в протестном марше. Часть срока она провела в центре изоляции правонарушителей на Окрестина, а часть — в СИЗО в Жодино. После заключения Алена вернулась к своим обязанностям. Правда за это время в Беларуси куда меньше людей стали интересоваться экологическими проблемами.
26 октября 2020 года была задержана экоактивистка Вероника Янович. Она стояла с плакатом возле проходной завода в Жодино. На плакате было написано: «Папа, если ты будешь работать — меня посадят». Девушку осудили по статье 23.34 КоАП. Вероника Янович участвовала в Глобальной климатической забастовке — в 2019 году она провела три часа на Комаровском рынке с коробкой, на которой было написано «Кліматычны страйк у Беларусі?..» Она состоит в молодежном крыле беларусской партии «Зеленые». Перед выборами девушка участвовала в перформансе молодежных активистов, которые станцевали с гробом накануне парада победы в 2020 году. После этого Веронику задержали и допрашивали более 12 часов.
31 августа 2021 года Минский городской суд рассматривал иск Министерства юстиции о ликвидации организации «Багна», которая занималась восстановлением беларусских болот. Менеджер организации Инесса Болотина рассказала, что ее и других сотрудников обвинили в политизации деятельности, «поддержке протестных движений», а также в «активном участии в Telegram-чатах, деятельность которых признана на территории Республики Беларусь незаконной». «Стоит отметить, что и Минприроды, и вузы тоже получали деньги от различных международных фондов, техническую помощь, порой, в больших объемах, чем организации, которые сейчас закрывают. Но есть ряд проблем, к которым и внимание, и финансирование привлекали именно НГО», — считает Инесса Болотина.
18 февраля 2022 года силовики пришли к матери экологической активистки Полины Бурко. В 2020 году Полина была наблюдателем на выборах. После репрессий она уехала из Беларуси, но ее родственники остались в Минске. Домой к ним пришли в 6.30 утра — ворвались с автоматами, поставили их к стенке. Начали проводить обыск – осматривали комнату Полины и даже мусорку на кухне. Затем маму девушки увезли в неизвестном направлении, и несколько часов о ней ничего не было известно. 21 февраля 2022 года стало известно, что маму Полины Бурко приговорили к 12 суткам ареста.
Быть экологической активисткой в Беларуси сейчас опасно. В любой момент к ним домой могут прийти просто за то, что они боролись за природу и чистый воздух. Из-за давления на экологических активистов и организации в Беларуси в ближайшее время может значительно ухудшиться состояние окружающей среды, ведь все деньги на восстановление природы привлекались в основном негосударственными организациями и активистами, а не правительством. От этого удара Беларусь может просто не оправиться…