Сегодня во всем мире поздравляют с профессиональным праздником врачей-травматологов. Эти люди ежедневно спасают от вывихов и переломов, обеспечивают профилактику артритов и артрозов, помогают больным выкарабкаться из крайне тяжелых состояний. Для беларусских травматологов прошедший год стал переломным: именно они видели весь ужас насилия силовиков над мирными людьми, именно к ним везли избитых протестующих, заставляя при этом писать в карточке неправду. И нескольких прославленных представителей этой профессии беларусская медицина, увы, лишилась – из-за их несогласия с политикой государства.
Доцент кафедры травматологии и ортопедии БГМУ, лауреат президентской стипендии Евгений Жук был задержан 10 августа 2020 года в Парке Победы. Евгений занимается хирургическим лечением проблем, связанных с коленным суставом и является членом международной ассоциации травматологов-ортопедов. В день задержания его увезли в РОВД, а пока ехал в автозаке, ОМОН бил его, унижал, обзывал и оскорблял. Под крики и продолжающиеся удары его вывели лицом в пол, заломали руки за спину, заставили быстро бежать по лестнице и толкали сзади дубинками. Евгений признается: показалось, они получали от этого удовольствие. После ночи в камере Евгения повезли в Жодино – путь в 55 километров преодолевали два часа. На августовской жаре в тесной клетке машины заключенным хотелось пить, однако на все просьбы силовики отвечали оскорблениями. Выйдя на свободу, Евгений Жук принял решение оставить свое место работы и поделиться со всеми своей историей. «Я увидел, что на самом деле важно для государства, в чем заключается его защита. Кто-то по своей воле решил, что имеет права лишать людей самого дорогого – здоровья. Хотелось бы, чтобы наши права реализовывались автоматически. усилия оказываются погребены под слоем бюрократии и откровенного издевательства над населением. И я принял для себя решение, что не могу работать в этих условиях и что я хочу оставить свое место работы и уволиться», – вспоминает Евгений.[1] 16 апреля этого года Евгений снова был задержан – теперь уже за символику, которая была размещена на его доме. Евгения приговорили к 15 суткам административного ареста по статье 24.23 КоАП.
2 ноября 2020 года во время акции солидарности медиков в поддержку отчисленных студентов БГМУ были задержаны сотрудники РНПЦ травматологии и ортопедии. Они обвинялись в том, что принимали участие в несанкционированном массовом мероприятии (статья 23.34 КоАП), обозначив себя на нем белыми халатами. «Быстро приехал микроавтобус, выскочили люди в черном и забрали всех, кто попался. В целом физического насилия не было, но одного врача закинули жестко, – вспоминает одна из участниц акции. – В автозаке ОМОНовцы называли нас фашистами».[2] После акции РНПЦ травматологии и ортопедии оказалось сразу без двух дежурных травматологов.Врач Руслан Якубовский в день задержания в шесть вечера позвонил жене и сказал, что едет домой. Спустя полчаса он уже оказался в списках задержанных. 4 ноября его приговорили к 8 суткам ареста. Врач магнитно-резонансной томографии РНПЦ травматологии и ортопедии Евгений Майский отправился на 9 суток ареста.
Еще одного травматолога, Леонида Глазкина, отправили в ИВС на 8 суток. Примечательно, что всего через три с небольшим недели, 29 ноября, Леонид Глазкин был задержан вновь в магазине, где был вместе со своим братом. В протоколе задержания указывалось: травматолог находился на митинге, выкрикивал лозунги. 1 декабря Леонида отправили в тюрьму на 20 суток по статьям 23.4 и 23.34 КоАП.
В тот же день был задержан брестский травматолог Юрий Чубрик, который принимал по 70-80 пациентов в день и работал на ставку с четвертью. Задержание произошло днем, в одном из микрорайонов, где не было никакой протестной активности. В апреле 2021 года Юрий проходил обвиняемым по «делу о хороводе» в Бресте. Он рассказал, что в тот день (13 сентября) у него был последний день отпуска. Вместе с женой они поехали в город за покупками, а выйдя из ЦУМа, увидели колонну людей. Юрий решил примкнуть к ним из любопытства, дошел с колонной до перекрестка, постоял на дороге и отошел покурить. Юрий не понимает, в чем именно нарушил закон, и на суде сказал, что вся его вина в том, что он оказался не в том месте и не в то время: «У меня гормоны счастья не вырабатывались, наверное, на протяжении лет пяти. А на перекрестке все было пропитано эндорфинами. Это было, наверное, умопомешательство в хорошем смысле этого слова». 7 мая был озвучен приговор обвиняемым по «делу о хороводе». Юрий получил 1,5 года ограничения свободы без отправления в исправительное учреждение.[3]
В начале мая страну взбудоражило увольнение травматолога-ортопеда Рустама Айзатулина, который работал в 3-й детской больнице в Минске. Сюда его взяли, даже несмотря на политическую активность – в августе он написал много постов в Facebook о происходящем в Беларуси, после чего его вызвали в Минздрав на беседу. Речи об увольнении тогда не шло, но с 1 января 2021 года ему не продлили контракт с РНПЦ травматологии и ортопедии. Рустам Айзатулин занимается с недоношенными младенцами и детьми с редкими наследственными нейромышечными заболеваниями. Он сумел устроиться на полставки в 3-ю детскую больницу, продолжил консультировать благотворительные проекты «Геном» и «РАНО». Но 30 апреля после увольнения главврача больницы Максима Очеретнего подал заявление об уходе в знак солидарности. Сейчас Рустам Айзатулин учит польский язык и задумывается об отъезде. «Уезжают действительно те, кто знает, понимает, умеет и хочет чего-то достичь. К сожалению, уезжают настоящие профессионалы и вернуть их перспективой якобы европейских зарплат невозможно. Какие перспективы ждут меня после того, как приказом сверху я был выставлен из РНПЦ, где проработал 10 лет? Были тысячи благодарных пациентов», – говорил травматолог в интервью.[4]
Интересно, что в том же РНПЦ травматологии и ортопедии открылась вакансия травматолога, и Рустам Айзатулин пытался вернуться на этот пост, ведь понимал, что работать практически некому. Однако, когда в РНПЦ узнали, кто он, сразу же отказали, несмотря на огромный опыт работы. Ведь, как считают чиновники Министерства здравоохранения, в Беларуси огромная очередь из врачей, готовых работать.
Мы же прекрасно понимаем: высококлассных медиков в стране действительно не хватает. Небольшие зарплаты, куча документов, невозможность высказывать свою точку зрения и писать правдивые диагнозы заставляют врачей искать работу за рубежом, оставляя здесь сотни и тысячи пациентов без помощи. Мы очень надеемся, что после ухода Лукашенко уволенные специалисты вернутся на рабочие места, ведь больше всего на свете они нужны простым беларусам.