Каждый беларус, согласно статье 46 Конституции Беларуси, имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Это значит, беларусы имеют право не дышать загрязненным воздухом от заводов и не жить вблизи предприятий. Однако нелегитимное государство регулярно нарушает это право – и с этим сталкиваются беларусы практически во всех регионах страны.
В 2017 году в Светлогорске готовились запустить завод китайской корпорации САМСЕ на базе ОАО «Светлогорский ЦКК». После пробного запуска предприятия жители деревни Якимова Слобода стали жаловаться на отвратительный запах, от которого тошнит и першит в горле. После флешмоба в социальных сетях и встреч с руководством предприятия китайские специалисты уехали, однако в конце лета 2018 года вонь с завода вернулась. Это стали ощущать не только сельчане, но и жители городских микрорайонов. Они описывают: с предприятия доносится резкий, неприятный запах, сравнимый с запахом гнилой капусты. Специалисты заявили, что это меркаптаны, которые в высоких концентрациях поражают центральную нервную систему, вызывая судороги, параличи, коллапс и даже смерть от остановки дыхания.
После волны возмущения светлогорские власти приняли решение пригласить на завод активистов и журналистов, однако превышения выброса меркаптанов в этот день не было. Генеральный директор ЦКК Юрий Крук заявил, что живет здесь с 1967 года и никакого запаха не чувствует. А вот местные с ним не согласны: жаловались, что с каждым днем вонь становится все сильнее. «У нас, у детей першит в горле от этого запаха. На улице находиться невозможно. Знаете, что нам говорят на жалобы врачи? «Идите домой, закройте все форточки и пейте чай». Сразу за забором завода светлогорская овощная фабрика выращивает урожай. И все это расходится по магазинам не только региона, но и в Минск идет», – рассказали жители Светлогорского района. Однако власти всячески стремились подавить противостояние, угрожали активным женщинам через детей и внуков. В ноябре 2018 года стало известно, что завод беленой целлюлозы закрылся, а китайские рабочие покинули его в полном составе.
В 2019 году в Бресте планировалось ввести в эксплуатацию завод аккумуляторных батарей. Жители Бреста и нескольких деревень Брестского района считали, что предприятие угрожает их здоровью. Их не успокоили рассказы местных чиновников, Министерства природы и руководства аккумуляторного завода о 140 новых рабочих местах и о высоком уровне очищения отходов – воды и воздуха. С февраля 2018 года в центре города начались воскресные марши против аккумуляторного завода. Одной из знаковых акций стало кормление голубей на на главной площади. Подобные прогулки стали традицией. Власти в ответ принялись за репрессии. Брестскому видеоблогеру Сергею Петрухину присудили 1225 рублей штрафа, столько же дали его коллеге, блогеру Александру Кабанову. Александр Кабанов пообещал выйти на площадь, если строительство завода не прекратится: «Буду в мегафон рассказывать людям о вреде завода. О том, что строительство нужно прекратить. И что такие формы протеста будут проходить каждое воскресенье».
С лета 2018 года задержания на воскресных акциях протеста стали регулярными, но брестчане не сдавались и каждую неделю шли кормить голубей в центр города. Их поддерживали и в других регионах страны. В конце концов в ноябре 2018 года стало известно, что завод пройдет повторную экологическую экспертизу. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык встретился с брестчанами. Он заявил, что информация о вреде аккумуляторного завода, которую собрали активисты, во многом ложная. Протесты против строительства экологически вредного предприятия продолжились. Силовикам пришлось идти на решительные меры. При осмотре авто активиста Моисея Мазько они нашли «подозрительный пакет». В нем оказались мелкокалиберные патроны и предмет, который напоминал взрывчатку. На протестующего завели уголовное дело за хранение боеприпасов. А в июне 2019 года председатель Брестского облисполкома принял решение о приостановке строительства «до устранения нарушений». КГБ возбудил уголовное дело в отношении владельца компании, строившей завод, Виктора Лемешевского. И несмотря на это, в октябре 2019 года оказалось, что завод работает. Об этом рассказал активист Андрей Шарендо.
А в 2020 году завод продали компании «Аккумуляторный альянс», совладельцем которого является Дмитрий Басков, тренировавший Николая Лукашенко, младшего сына диктатора. Вскоре Лукашенко пообещал провести референдум по поводу строительства аккумуляторного завода. Но после выборов стало известно, что никакого референдума не будет. А вскоре строительство завода было возобновлено, а в марте 2021 года он начал работу. На противников предприятия вновь стали давить. Впервые об этом заявили в июле 2021 года. В сентябре 2021 года начнался уголовный процесс против противника строительства аккумуляторного завода Дмитрия Андросюка. Его обвинили в том, что он отказался давать показания по уголовному делу против брестского блогера Сергея Петрухина. А 2 декабря 2021 года за решеткой оказался активист Олег Вялов.
Не менее остро стоит и проблема загрязнения рек. В 2019 году стало известно, что Светлогорский целлюлозный комбинат сбрасывает в Березину отходы производства. Она протекает на территории Беларуси и является правым притоком реки Днепр – 1/5 воды в реку поступает именно из Березины. Процесс сбрасывания отходов в реку запечатлела местная жительница. Она сняла на видео, как из трубы целлюлозно-картонного комбината в водоем течет черная вода с желтой пеной. Жидкость имела характерный запах, который уже чувствовали жители Светлогорска и Светлогорского района. Сергей Горбачёв, заместитель генерального директора по идеологии предприятия, сказал, что это был плановый сброс, который «не угрожает экологии». Но поступление в реку отходов взволновало Украину, по территории которой протекает Днепр. Украинские эксперты отобрали пробы воды из Днепра на трансграничном участке с Беларусью. Согласно результатам проведённых исследований, показатели железа были превышены в 3,2 раза, а марганца – в 6,2 раза.
В июле 2020 года Гродненская инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды занялась поиском того, кто стал виновником несанкционированных сбросов нефтепродуктов в Неман. За месяц до этого местные ребятишки играли на берегу реки и увидели в воде черную маслянистую жидкость, которая довольно сложно отмывалась с кожи. Источником выбросов была ливневая канализация, идущая с промышленной зоны, где находятся государственные и частные предприятия. На дне водоема было много мелко изрубленного пластика. Это стало причиной мора рыбы в Немане. Какая организация делала несанкционированные выбросы, установить не удалось. Но административный процесс по этому преступлению начался, и инспекция готовит претензию о возмещении нанесенного природе вреда. Независимое расследование начали и литовские экологи, ведь Неман протекает по территории Литвы.
Реки загрязняются и из-за отсутствия правил утилизации крупного рогатого скота. Вместо кремации трупы животных просто сбрасываются в овраги, где они гниют под дождем и снегом, а вода с отвратительным запахом стекает в реки. Такая проблема возникла в 2012 году в Толочинском районе. Здесь в овраг недалеко от реки Соколянки сбрасывались отходы и трупы животных. Из переполненного оврага текла вода с отвратительным запахом – уточним, что Соколянка впадает в Адров, правый приток Днепра. А значит, проблема выходит за пределы одного района. Активисты «Нашего Дома» передали информацию об угрозе загрязнения начальнику инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды – на ферме, которая сбрасывала отходы в овраг, прошла проверка.
В этом году нелегитимное государство решило отобрать у беларусов еще и леса. Сообщения о массовой вырубке лесов появились в Telegram-каналах в начале лета. В Министерстве лесного хозяйства заявили: все вырубки лесов – плановые, заготовка древесины ведется преимущественно в эксплуатационных лесах, которые для этого и предназначены. Однако в общественной организации «Багна» рассказали, что вырубка леса в Беларуси увеличивается на протяжении последних лет. Объемы выросли после 2017 года. Но интересен тот факт, что этой весной и летом цены на древесину достигли исторического максимума на мировом рынке. В этом году стоимость тысячи кубометров древесины доходила до 1670 долларов. Это было связано с тем, что в развитых странах люди стали вкладывать деньги, скопившиеся за время пандемии, в строительство, а традиционные поставщики лесоматериалов оказались не в силах выйти на прежние мощности. Почти нет сомнений, что нелегитимный диктатор решил воспользоваться возможностью подзаработать на древесине и приказал уничтожать беларусский лес.
Но настоящей экологической угрозой для Беларуси является БелАЭС. 12 ноября 2007 года вышел Указ Президента Республики Беларусь №565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции». Документ разработали с целью организации подготовительных работ для строительства атомной электростанции в Беларуси. В 2008 году чиновники определились с местом строительства станции, а вузы стали набирать студентов на специальности в области ядерной энергетики. К строительству планировалось пригласить не только Россию, но и европейские страны. В 2009 году подрядчиком строительства БелАЭС стал «Росатом». В декабре 2011 года ученые Беларуси и России подготовили проект союзной программы «Отходы АЭС». В 2012 году в Островце начались работы по возведению атомной электростанции. В 2014 году работы перешли в надземную стадию. В 2015 году экспозиция БелАЭС впервые открылась в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене в ходе 59-й Генеральной конференции агентства. В 2017 и 2018 годах БелАЭС прошла через проверки разных организаций, а в ноябре 2020 года состоялся официальный пуск первого блока электростанции.
Впрочем, за год после пуска блока его отключали целых семь раз. А в феврале 2021 года Европарламент принял резолюцию по безопасности БелАЭС, где заявил, что станция «начала вырабатывать электроэнергию 3 ноября 2020 года, несмотря на многочисленные сохраняющиеся проблемы безопасности и без доказательств степени выполнения рекомендаций экспертного обзора ЕС 2018 года и Международного агентства по атомной энергии».
«Количество и частота инцидентов вызывают серьезную озабоченность в связи с плохим обеспечением качества и контроля на этапах проектирования и строительства станции и ее низкой эксплуатационной безопасностью, что должно быть должным образом рассмотрено в рамках экспертной оценки ЕС», – подчеркнули в Европарламенте.
Страны-соседки Беларуси и раньше не были уверены в безопасности АЭС. А после политического кризиса в стране отказались закупать электроэнергию беларусского производства. БеАЭС стоимостью 10 миллиардов долларов теперь не нужна никому. Никому, кроме диктатора, который с ее помощью может шантажировать западных соседей, при этом наплевав на собственный народ. А пока пуск БелАЭС отложен на 2022 год – и мы еще можем избежать высоких затрат на обращение с опасным на протяжении тысячелетий отработанным ядерным топливом и неприемлемых экологических рисков. Ведь власти сейчас куда важнее репрессировать всех несогласных и обеспечить зарплатой силовиков, чем позаботиться о безопасности Беларуси и соседних стран. А страх беларусов перед пуском АЭС никуда не делся.
При нынешней диктатуре у людей в нашей стране скоро может не стать возможности дышать свежим воздухом, отдыхать на берегах чистых водоемов, гулять в лесах. Это вредит и беларусской флоре и фауне: уникальные виды животных и растений могут просто-напросто исчезнуть навсегда. Пока в Беларуси нет жизни ни для людей, ни для животных и растений, но мы верим, что ситуация скоро изменится.