Цель сентябрьской поездки белорусской делегации, в состав которой вошли «нашдомовцы»,  в Швецию — наблюдение за выборами. Однако, по возможности, мы интересовались и жизнью этой страны. Она существенно отличается от белорусской.

Наша Конституция 1994/1996г.г., как и шведская 1975г., начинается словами: государственная власть исходит от народа. Но на этом общность основного закона заканчивается.

В остальном — принципиальное различие.

В Беларуси государственная власть принадлежит президенту, который единолично объявляет законы (именуемые «указами» и «декретами»), назначает министров и массу иных руководящих лиц, которых потом регулярно (десятками) отправляет в тюрьмы за коррупцию.

Автор перед Королевским Дворцом

В Швеции государственная власть принадлежит Парламенту (Риксдагу) и правительству. И вооруженные силы подчиняются только правительству. Наше правительство к силовым структурам на «пушечный выстрел» не подпускается.

Полностью зависит в Беларуси от главы государства и судебная власть.

В Швеции судебная власть независима. Королю может быть предъявлен иск в суде в соответствии с гражданским правом. Белорусский глава государства неприкосновенен (статья 79 Конституции).

* * *

Через две недели после выборов (24 сентября с.г.) шведские парламентарии будут избирать спикера парламента. От какой партии — интрига. Потому как на выборах 2018 года правые и левые получили практически равное (чуть более 40 процентов) количество голосов избирателей.

Должность знаковая. Именно спикер ответственен за избрание главы правительства.

Правительство явно будет коалиционное. Но дело в том, что все партии перед выборами обещали избирателям не формировать правительство с участием партии «Шведские демократы» (Sverigedemokraterna), выступающей против «нашествия» иммигрантов.

Между тем, этой партии отдали свои голоса 18% избирателей.

Как говорят в таких случаях: поживем—увидим.

Я не выступаю за королевскую власть, но, честно говоря, шведская демократическая монархия (лишь с представительскими и церемониальными правами Короля) намного притягательнее, чем Беларусь с единоличной неподконтрольной властью главы государства.

Назвать наше государство республикой язык не поворачивается. От республики за четверть века остались «рожки да ножки».

Нынешний Король Швеции Карл XVI Густав является главой государства 45 лет (с 1973 года). Заработные платы наемных работников в этой стране — социалистические: резко не различаются. Чего, увы, не скажешь о Беларуси.


Ремарка (примечание). Наследница шведского престола, принцесса Виктория, своим положением не кичится (горделиво не превозносит). К примеру, при оформлении банковской операции стоит в общей очереди. В нашей стране такое увидишь?

И в завершение. В беседе с известным политиком (фамилию называть не стану) зашел разговор о плохих отношениях России и Европы. На мой вопрос: «что плохого для Швеции сделала Россия» — получил интересный ответ: виноват Петр Первый и 20-ти летняя война в начале XVIII века.

После поражения шведов, 40 лет (с 1734 по 1772 г.г.) в стране существовала партия «шляп», выступающая за противостояние с Россией.

Да… 300 лет не забывает шведы ту войну!

Валерий ЩУКИН,
«Наш Дом».

Exit mobile version