Группа представителей демократических организаций Беларуси (в том числе и МЦГИ «Наш Дом») посетила Швецию для освещения выборов 9 сентября 2018 года.

В отличие от нашей тоталитарной страны глава Шведского государства (которым является король) дату выборов не назначает. Данное политическое мероприятие проводится в строго определенный день — второе воскресенье сентября. В 2018 году это 9-е число.

Выбирают во все органы власти одновременно. Срок полномочий (каденция) избранных органов — четыре года.

Какая экономия средств у процветающего государства! В отличие от Швеции Беларусь страна «очень богатая», денег просто девать некуда. Видимо, поэтому, вместо одних выборов проводим трое (!) и в разное время: президентские, парламентские, местные.

Как и у нас, шведские избиратели имеют возможность голосовать досрочно. Длительность досрочной процедуры — две недели (дольше, чем у нас).

Но это не главное отличие. Для досрочного голосования образовываются специальные избирательные комиссии. В основном в библиотеках. Наблюдали комиссии в крупных торговых центрах, на базаре…
Голосуют вне зависимости от места жительства и принадлежности к своей участковой комиссии. И весьма активно. Даже очереди бывают.

Досрочно голосуют примерно треть избирателей. Можно голосовать по доверенности.

Узнать волеизъявление досрочно проголосовавшего избирателя, и подменить результат практически невозможно, поскольку бюллетени опускаются в урну запечатанными в конверт, на котором указана лишь фамилия избирателя и адрес. Результаты ежедневно пакетируются, запечатываются и направляются в избирательную комиссию муниципалитета.

Оттуда в день основного голосования отправляются участковой избирательной комиссии по месту регистрации избирателя.

Как известно в Беларуси подсчет голосов тайный. Интриги результатов выборов в нашем государстве нет. У тоталитарного государства, видимо, и быть не может, поскольку список «избранных» а также процент «полученных голосов» устанавливается власть имущими. И никоим образом не зависит от волеизъявления граждан (бюллетеней, опущенных в избирательную урну).

Шведы смотрели на нас как на первобытных папуасов, когда мы, граждане Беларуси, задавали вопросы о возможности каких-либо фальсификаций избирательного процесса. Не понимали, о чем спрашиваем.

Кстати, на избирательных участках отсутствуют представители силовых структур. Да и, вообще, шастающих полицейских патрулей не наблюдали. Тем не менее, на улицах Стокгольма порядок. Вряд ли в других городах иначе.

Какая экономия бюджетных средств!!!

В отличие от нашей мажоритарной избирательной системы, шведы пользуются пропорциональной. То есть голосуют не персонально за депутата, а за партию.


А вот что увидела Александрина Глаголева:

За два дня до 9-го числа на парламентских выборах в Швеции в центре Стокгольма полным ходом идёт агитация. Палатка каждой партии выкрашена в её цвет. Среди этого буйства красок особенно выделяется партия Феминистская инициатива:


На участке избиратель берет три разноцветных бюллетеня партии (члены избирательной комиссии этого не видят), за которую намерен проголосовать (в парламент, в округ, в муниципалитет) и ставит, если хочет, какой-либо знак у фамилии в списке предлагаемых партией кандидатов. Волеизъявление гражданина запечатывается в конверт и опускается в урну.

Количество избранных депутатов зависит от процента полученных партией голосов, и определятся по очередности фамилий кандидатов в списке. Возможны изменения очередности, если кто-то из предложенного партией списка набрал персонально больше голосов.

Главу государства (короля) не избирают.

Избиратель, проголосовавший досрочно, в день основного голосования может изменить свое волеизъявление.
Тогда его решение, поданное заранее, засчитываться не будет.

Валерий ЩУКИН, «Наш Дом»
Фото: Александрина Глаголева

Exit mobile version