На словах понятия «бесплатная медицина» и «социальное государство» — совместимы. Опять же, на словах оба присутствуют в Беларуси. Но на деле и с медициной и с «социальным» люди испытывают огромные проблемы. Частный пример из Славгорода: чиновники не могут найти деньги на отдельный транспорт, который будет возить тяжелобольных людей на лечение в Могилёв и обратно. Номинально машина «скорой» для этих целей есть, но при перевозке больных она выполняет и ряд других задач – в неё загружают коробки с медицинским инвентарем, анализы, трупы…

Эту историю рассказали активистке «Нашего Дома» Анжелике Калатозишвили. Несколько лет назад Анжелика стала жертвой ужасной врачебной ошибки, которая сделала её инвалидом. Для неё все началось в Славгородской Центральной районной больнице. Из этого места, где людей должны лечить, её отправили умирать. Но приговору медиков не суждено было исполниться.

Несмотря на то, что надежды Анжелики на выздоровление, жизнь без боли, сломаны, она не опустила руки. Активистка борется с «медициной на тот свет», а последняя отвечает ей исками «о защите чести, достоинства и деловой репутации». Впрочем, это отдельная история, которую мы подробно освещали.

Возвращаясь к ситуации с транспортом для перевозки тяжелобольных людей, стоит отметить, что те, кто решился об этом рассказать, настояли на анонимности. Люди боятся уже не за себя, а за родных, лишь бы у них не было проблем. Настолько все «окей» с «социальным» в Беларуси.

Среди этих людей – пенсионеры, которые почти полвека отдали работе на свою страну. Впрочем, нет никакой разницы, кто они – пожилые, молодые, рабочие или «тунеядцы». Потому что ВСЕ люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и НИКТО не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению. Это базовые права ЛЮБОГО человека.

И что из этого мы видим в наших «социальных» реалиях? «Скорая», которая должна везти больных на гемодиализ в Могилёв, отправляется из Славгорода. Людям предстоит тяжелая процедура. Транспорт добирается до места около полутора часов, в обратном направлении – ещё дольше. Для справки, на обычном транспорте до Могилёва из Славгорода можно добраться примерно за 40 минут.

В автопарке Славгородской ЦРБ есть относительно «молодые» ГАЗели. Но для перевозки тяжелобольных в областной центр используют другой транспорт…

…»буханки» (они же «таблетки»), этих ветеранов советского автопрома начали выпускать ещё в 1965-м. Такому антиквариату место в музее, но он до сих пор активно эксплуатируется в регионах. Фото иллюстративное

А дело – в многозадачности. По словам больных, каждый раз они невольно становятся участниками целой «экскурсии». Через тубдиспансер, кождиспансер, онкологию, морг… Водитель заезжает в разные учреждения, организации, где-то забирает документы, где-то анализы, инвентарь.

Хуже всего, когда «скорой» необходимо заехать в аптеку. Тогда тяжелобольным приходится буквально сидеть один на одном на стульчиках среди кучи ящиков, сложенных «до потолка». Хотя нет, бывает ещё хуже – когда рядом с больными везут труп, а после медики не утруждают себя заботой хотя бы прибрать простыни, которые остались от покойного. Так и сидят больные возле носилок, как на похоронах, где все напоминает о смерти.

После сложной процедуры гемодиализа людям нужен отдых – моральный и физический. Интересно, задумывались ли чиновники, у которых «нет средств» на необходимый этим больным отдельный транспорт, каково им – быть как дополнительный «груз» среди пробирок, коробок, бумажек в старой «буханке», которая часами трясётся по дорогам Могилёвщины? Как чувствует себя человек, который надеется на исцеление и вынужден смотреть на саван покойника?

Заместитель главного врача Славгородской ЦРБ Владимир Марков, который ездит с больными, на их «неудобные» вопросы отвечать не любит. Предлагает лишь сходить в райисполком, мол, пусть там и покупают новую машину. Но разве у людей, которым требуется гемодиализ, есть столько свободного времени и сил на «обивание порогов»? Почему руководство больницы, зная о проблеме, не пытается её решить, «выбить» жизненно необходимый транспорт, чтобы хоть немного облегчить жизнь своим пациентам? Кто-нибудь вообще помнит, что врачи – это самая гуманная профессия?

Хочется, чтобы эти вопросы не были обращены в пустоту.


Информация для размышления: Год назад первый замглавы Министерства здравоохранения Дмитрий Пиневич заявил, что учреждениям здравоохранения необходимо отказываться от УАЗов («буханок») и переходить на сертифицированные машины ведущих европейских производителей — «Фольксваген», «Пежо», «Рено» и «Ситроен». «УАЗ меняем на сертифицированные машины!» — призвал Пиневич и отметил, что в региональных больницах иногда пытаются заверить, будто бы медикам нравится ездить на старых автомобилях.


«Наш Дом»

4 комментария, RSS

Exit mobile version