Господи, молю, дай мне мудрости, чтобы понимать мужа.
Любви, чтобы прощать его, и терпения к его настроениям.
Силы же не прошу, Господи, а то ж прибью его нахрен… Аминь.
Белорусская женская молитва
Однажды мы решили провести конкурс детского рисунка «Моя мама – лидер!». Нам было интересно провести эти конкурсы детского рисунка и проанализировать полученные результаты, потому что эти подростки уже будут избирателями через одни президентские выборы, и будут делать свой выбор, руководствуясь теми стереотипами и часто подсознательными представлениями о том, какой должен быть лидер, в том числе лидер-политик. Значит, это будет влиять не только на их политический выбор, но и на выбор пути развития Беларуси в конечном итоге.
Проанализировав полученные рисунки на конкурс «Моя мама – лидер!», можно сделать следующие выводы:
1. В 60% рисунков в понятие лидерства вкладывалось умение что-то хорошо выращивать, например, всевозможные цветы. Создается впечатление, что выращивание цветов (даже не кухня и приготовление пищи) – это основная домашняя деятельность женщин.
2. Только 10% рисунков отражали профессиональную деятельность матерей, и то достаточно скупо. Подростки явно не соотносят понятия «женское лидерство» и «профессиональная деятельность».
3. Подростки часто рисовали себя вместе с мамой и своими братьями-сестрами, иногда держащимися за руки.
4. На всех рисунках отсутствовал отец. Ни один подросток не нарисовал отца рядом с матерью.
5. В 80% случаев дети приписывали матери совершенно неожиданные качества как синоним лидерству: «Моя мама печет пироги, и поэтому она – лидер!», «Моя мама лучше всех выращивает цветы, и поэтому она лидер», «Моя мама лучше всех танцует, и поэтому она лидер», «Моя мама самая красивая, и поэтому она лидер» и т.д.
6. На большинстве рисунков было нарисовано солнце, которое всех греет.
7. Только три рисунка показывали матерей за компьютерами.
8. Только два рисунка показывали, что мать умеет водить машину.
Поэтому нами было принято решение провести дополнительно конкурс детского рисунка среди тех же подростков, но уже на тему “Мой папа – лидер!”. Нам стало любопытно, что вкладывают подростки в понятие “мужское лидерство”, и будут ли они рисовать, например, папу, выращивающего цветы на даче или дома. В нем приняло участие 40 подростков в возрасте от 11 до 14-ти лет. Результаты конкурса были неожиданными:
1. В 25% случаев папа был изображен на рисунке с какой-то другой женщиной (явно не мамой), более молодой, в молодежной одежде, с открытым животом, накрашенными глазами, модной прической.. Т.е. можно предположить, что либо мужское лидерство ассоциируется с завоеванием разных женщин, либо дети отражают семейные трагедии, когда отец уходит к другой женщине.
2. Примерно в каждом четвертом рисунке папа был указан как несуществующий, выдуманный сказочный персонаж. Например, он был изображен космонавтом (в Беларуси ограниченное количество представителей данной профессиии, и они все живут в Минске. Конкурс же проводился в Витебске), капитаном дальнего плавания (при отсутствии в Беларуси морей), капитаном подводной лодки (при отсутствии в Беларуси подводных лодок), солдатом во время военных действий (при отсутствии в Беларуси войны) и т.д.
Один рисунок изображал папу очень похожим на действующего президента Беларуси (в лыжном красно-зеленом костюме, с усами, в очень хорошо узнаваемой шапочке).
3. Только на одном рисунке вместе с отцом была изображена мать.
4. На всех рисунках о мужском лидерстве отсутствовал сам ребенок и его братья-сестры.
5. В отличие от ярких и красочных рисунков про женское лидерство, в рисунках про мужское лидерство очень явно бросалась в глаза скудная цветовая гамма. Практически 90% рисунков про мужское лидерство были нарисованы блеклыми, серо-коричневыми красками, были не дорисованы до конца и не закрашены полностью. Практически отсутствовало изображение солнца, цветов (кроме тех, что папа дарит другой женщине, не маме) и хорошей погоды. Чувствовалась определенная неуверенность детей в обозначенной теме, связанная именно с социальным институтом отцовства в Беларуси.
Выводы:
1. Понятия “лидерство в публичной сфере” и самореализация в профессиональной деятельности практически никак не связаны в сознании будущих белорусских избирателей. Публичная профессиональная сфера никак не находит отражение в их осмысливании существующего мира. В рисунках практически нет отражений профессиональной деятельности ни мам, ни пап, т.е. эта важная часть жизни родителей проходит мимо детей, дети практически ничего не знают об этом, а значит, не готовят и себя к профессиональной самореализации.
2. Все рисунки говорят об отсутствии глубокой эмоциональной связи между родителями и детьми. В лучшем случае дети знают, где работает мать или отец, но больше об их специфике работы не знают ничего. На всех рисунках это очень хорошо заметно.
3. Белорусские подростки, под влиянием полученного воспитания и общественных стереотипов, меняют саму концепцию женского лидерства, вкладывая в нее исключительно приватное содержание. По их концепции, женщина может быть (и является, поскольку папа отсутствует как феномен) лидером и основным игроком в приватной сфере. Мать – основной лидер в воспитании детей, на всех рисунках это хорошо видно. Папа в приватной, частной сфере отсутствует как явление в большинстве случаев. Подростки часто никак не связывают себя и отца, не считают отцов членами своей семьи.
4. Мужское лидерство никак не связывается с процессом воспитания детей и участием в делах семьи. Для них мужчина-лидер – это мужчина, завоевывающий других женщин (не только мать ребенка). Т.е. сам институт “отцовства” в Беларуси не развит, а следовательно, подростки не получают “мужских” моделей поведения, а вырабатывают их через призму стереотипов женщин, что такое “мужская модель поведения”. Т.е. получается, что дети получают не представление о мужских моделях лидерства, а фантазию, представление о мечте, каким должен быть мужчина-лидер.
5. На рисунках хорошо заметно, что в Беларуси отсутствует и женская модель лидерства в публичной сфере. Т.е. с одной стороны, такое сугубо женское воспитание готовит почву для возникновения женщин-лидеров, поскольку жители Беларуси воспитываются женщинами. С другой стороны, не ассоциирование женщин и публичной сферы принятия решений блокирует приход женщин-лидеров в сферу управления. А значит, с одной стороны, нам не нужно доказывать, что женщина может быть лидером.
Как видно из рисунков, дети признают за женщинами лидерство. С другой стороны, очевидно, что нам нужно изменить сферу приложения женского лидерства – с приватной сферы на публичную сферу, где принимаются решения.
«Наш Дом»