Белорусские обыватели боятся повторения событий 2011 года, когда белорусский рубль за несколько месяцев троекратно обесценивался. Всерьез обсуждается возможность введения ограничительных мер по образу и подобию СССР — запрет на владение иностранной валютой, закрытие валютных счетов в банках и лимитированная продажа валюты только уезжающим за рубеж.

Во вторник утром, посещая завод «Керамин», президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что ситуация на валютном рынке страны стабилизируется, и посоветовал населению не бегать в обменные пункты. «Вы бегаете по обменникам и ждете некой девальвации. Просто советую вам: не делайте этого и не ждите девальвации», — заявил Лукашенко, общаясь с работниками предприятия.

Заявление стало попыткой сбить нарастающую волну паники. В понедельник один из ведущих оппозиционных интернет-ресурсов страны — «Белорусский партизан» — сообщил, что власти прорабатывают варианты введения радикальных мер на валютном рынке. По информации сайта, некие горячие головы в белорусском правительстве готовят президентский декрет об ограничении оборота долларов США и евро на территории страны.

Если документ будет принят, граждане должны будут избавиться от долларов и евро в течение двух месяцев. Счета в иностранной валюте будут автоматически переведены в национальную валюту. А выезжающие в другие страны смогут покупать валюту только по спецзаявке.

При всей невероятности изложенного оппозиционный ресурс только озвучил то, о чем уже давно говорят высокопоставленные чиновники.

А государственные СМИ Белоруссии постепенно готовят население к введению непопулярных мер. Еще в середине октября газета «Рэспублiка» — официальное издание совета министров — предложила полностью запретить валютные депозиты. По мнению государственных пропагандистов, белорусы должны хранить сбережения только в национальной валюте.

«Откуда же взяться стабильности обменного курса, если большинство предпочитает оперировать чужой валютой?! По крайней мере именно ее использовать в качестве средства накоплений. В том числе и краткосрочных. Опять же речь идет не только о пенсионерах, которые выкраивают из своих скромных доходов двадцаточку на черный день. Точно так же поступают предприниматели, банкиры, промышленники. И не только частники, но и государственные предприятия и структуры. А как же некогда нашумевшая программа по дедолларизации экономики? Что-то о ней ничего не слышно с 2009 года. Пожалуй, единственным и принципиальным административным решением для ее выполнения явился запрет на валютное кредитование физлиц, — пишет газета. — Понятное дело, решения непопулярные. Но без них, судя по всему, не обойтись. Де-факто функцию накопления, а в большой степени и измерения стоимости захватил доллар. Не пора ли ограничить претензии «иностранца»? Это мировая валюта, с ней работают большинство глобальных рынков, вот и пускай «зеленый змий» используется только для внешних операций. А делать сбережения логично в национальных денежных единицах. Ничего страшного не произойдет. И вкладчики никуда не убегут».

Однако такие статьи только заставляют белорусов активнее готовиться к обвалу национальной валюты. По данным Национального банка Белоруссии, в октябре физические лица продали наличную иностранную валюту на $688,5 млн, а купили на $943,8 млн. На чистой основе население купило $255,3 млн. Также в октябре граждане республики приобрели на чистой основе $124,2 млн безналичной иностранной валюты. То есть население Белоруссии в октябре пятый месяц подряд стало чистым покупателем наличной валюты, причем объем чистой покупки после двукратного роста в сентябре прибавил 17% и в октябре. С июня 2013 года объемы покупки валюты начали превышать объемы продажи, в сентябре разрыв резко вырос, в октябре разрыв продолжил расти. Всего за январь-сентябрь граждане Белоруссии продали наличной иностранной валюты на $6,486 млрд, купили — $7,373 млрд.

Одновременно в октябре в банковской системе Белоруссии устойчиво росли валютные депозиты. Рост валютных вкладов был зафиксирован практически во всех крупнейших банках. При этом многие белорусские банки существенно (более чем на 6% в месяц) увеличили объемы потребительского кредитования (банкам разрешено выдавать кредиты населению только в рублях). Все это подтверждает: белорусы готовятся к девальвации национальной валюты. Население активно берет кредиты в рублях, рассчитывая, что уровень девальвации окажется намного выше стоимости потребительских кредитов, как это произошло в 2011 году.

По сути, идет игра со стороны населения против банков.

Как сообщает информагентство «БелаПАН», в ноябре белорусские банки довели доходность по рублевым вкладам до 49–50% годовых, но и это не сильно стимулирует население нести рубли в банки. При этом валютные депозиты граждан, несмотря на низкие процентные ставки по ним, во всех крупных банках в октябре увеличились. Белорусские власти действительно сейчас исчерпывают последние возможности по удержанию курса национальной валюты. За период с мая по октябрь золотовалютные резервы Белоруссии сократились на $1 456 900 000 — рекордные темпы падения ЗВР в истории страны. Причем значительная часть валюты из «закромов родины» пошла на валютные интервенции, призванные сбить ажиотаж на рынке.

Источник «Газеты.Ru» в Нацбанке Белоруссии так прокомментировал слухи о введении запрета на валюту для простых обывателей: «Конечно, рассматриваются самые разные меры. Всегда есть силовики и есть рыночники. Первые предлагают запретить, ограничить, наказывать и т.д. Вторые напоминают первым, что все эти ограничения невозможны в условиях отсутствия границы с Россией, в условиях Таможенного союза и на фоне создания Евразийского экономического союза, в котором нет границ. Но, конечно, окончательное решение будет принимать Александр Лукашенко. И, по сути, вопрос только один: кого он послушает — силовиков или рыночников».

Впрочем, как отмечают собеседники «Газеты.Ru», сами белорусские чиновники средней руки менее всего заинтересованы в ограничении свободного оборота долларов. «Белорусские чиновники спустят на тормозах любую инициативу власти на запрет свободного оборота долларов в стране, поскольку именно они являются главными вояжерами за рубеж и поэтому нуждаются в валюте, — говорит глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. —

К сожалению, за 18 лет правления Лукашенко белорусский рубль стал такой валютой, которую принимают только на вокзале в Вильнюсе, и то по грабительскому курсу.

Во всех остальных прилегающих странах (включая другие банки Литвы) белорусские рубли не меняют. Так что запрет сразу даст огромные прибыли спекулянтам и приток валюты на черный рынок. Те, у кого есть валюта и есть что терять (а это в основном чиновники), будут хранить ее в иностранных банках, и последние остатки валюты будут выметены из страны».

На фоне настоящей паники населения Белоруссии профессиональные финансисты демонстрируют показное спокойствие. «Полагаю, что слухи о запрете на обращение иностранной валюты абсолютно беспочвенны. Во-первых, эта мера никаких проблем, стоящих перед белорусской экономикой, не решит, но создаст кучу новых. Принудительная конвертация (по сути, конфискация) всех валютных вкладов населения даже не покроет полностью дефицит текущего счета на один год. При этом надо понимать, что после этого ни один гражданин не ввезет в страну ни одного доллара (евро, российского рубля). Полностью прекратятся валютные поступления от граждан, работающих за пределами Белоруссии, а это около $1 млрд ежегодно, — говорит Вадим Иосуб, финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Минске. — Граждане будут открывать валютные счета за пределами Белоруссии, в первую очередь в России. Единственным источником предложения на внутреннем рынке останется обязательная продажа 30% валютной выручки предприятиями».

Также, по мнению эксперта, такие ограничения сложно ввести чисто технически. Потребуется внесение изменений в Банковский кодекс Белоруссии, который хоть и формально, но проходит утверждение в парламенте. Именно в кодексе прописана гарантия со стороны государства на возврат вкладов в валюте депозита. Придется вносить изменения и в массу других нормативных актов. «Это невозможно сделать внезапно, в режиме секретности. А при утечке информации гарантирован набег на банки, попытка снять все валютные вклады, в результате чего банковская система гарантированно рухнет, — констатирует Вадим Иосуб. — С моей точки зрения, никаких революционных мер на белорусском валютном рынке не будет, как не будет и разовой резкой девальвации. Иностранные валюты продолжат постепенно дорожать нынешними темпами или, что более вероятно, немного быстрее. Динамика обесценивания белорусского рубля к валютной корзине вряд ли превысит 2–3% в месяц».

Газета. РУ

Фотография: Владимир Песня/РИА «Новости»