Олег Борщевский – независимый журналист и редактор – на сегодняшний день поневоле находится нелегально в Литве, поскольку Литва отказала ему в политическом убежище по абсурдным основаниям и согласно сфабрикованным литовским департаментом миграции доказательствам, при этом не позволив легализоваться никаким другим способом.

  • Олегу Борщевскому грозит до семи лет ограничения свободы в Беларуси за работу в независимых беларусских СМИ и общественных организациях, которые в Беларуси на сегодня считаются «экстремистскими».
  • Пытки являются обычной практикой правоохранительных органов в Беларуси, о чем свидетельствуют многочисленные правозащитные организации, например, Human Rights Watch.
  • Сотни беларусов, возвращающихся домой, оказываются задержаны прямо на границе, многих арестовывают буквально за репосты новостей из СМИ, признанных в Беларуси «экстремистскими» – именно в тех СМИ, в которых работал или работает независимый журналист Олег Борщевский.
  • Как вынужденный нелегал, Олег Борщевский лишен доступа к медицинской помощи, к примеру, Литва забрала у него необходимый для него аппарат для вентиляции легких.
  • Также он лишен доступа к своему банковскому счету, поскольку у него нет легализации в Литве.
  • На сегодняшний день Олегу Борщевскому грозит депортация в Беларусь.

Информация об Олеге Борщевском:

  1. Он является отцом двоих несовершеннолетних детей, получивших политическое убежище в Литве по причине того, что в Беларуси беларусский режим преследовал его детей и пытался изъять их из семьи за правозащитную деятельность их матери, Ольги Карач.
  2. Он является членом Белорусской ассоциации журналистов, которая в Беларуси признана экстремистской организацией.
  3. Он был редактором издания «Витебский курьер», которое сейчас в Беларуси признано экстремистским СМИ.
  4. В настоящее время он работает редактором сайта «nash-dom.info», который связан с организацией «Наш дом» (организация в Беларуси признана экстремистской).
  5. Сам сайт nash-dom.info внесен режимом Лукашенко в список экстремистских ресурсов.
  6. Олег – муж правозащитницы Ольги Карач, которую белорусский КГБ признал «террористкой». Белорусский режим прибегает к захвату в заложники родственников известных правозащитников, активистов и журналистов (link provided).
  7. Олег также является последовательным и убежденным отказчиком по соображениям совести, в армии принципиально не служил, но пережил попытки быть мобилизованным по политическим причинам в 2001 году.

Хроника и последовательность событий:

1 сентября 2022 года журналист Олег Борщевский подал прошение на политическое убежище в Литве.

15 декабря 2022 года родители Олега Борщевского были найдены мертвыми в своей квартире в Витебске (Беларусь) – сразу оба. Они не страдали какими-либо хроническими смертельными заболеваниями. Матери было 69 лет, а отцу – 72 года, одновременная смерть таких разных людей крайне подозрительна и не вызвана старостью. Следственный комитет Витебска отказался расследовать их скоропостижную смерть, но на убийство указывают несколько факторов. Отец Олега Борщевского, Вадим Борщевский, возглавлял Витебское отделение Беларусской Ассоциации журналистов несколько лет, а также работал журналистом «Радио Свабода», признанного в Беларуси «экстремистским». Мать до пенсии и на пенсии работала литературным редактором «экстремистского» медиа «Витебский Курьер». Со счета пенсионеров накануне смерти пропали все деньги. Врач в этот день отказался подписывать для милиции документы о естественной смерти без расследования.

9 октября 2023 года, несмотря на явные угрозы преследования, Департамент миграции отказал журналисту Олегу Борщевскому в политическом убежище на абсурдных основаниях, при этом сфальсифицировав доказательства и введя в заблуждение литовский суд.

20 марта 2024 года Верховный суд Литвы оставил в силе решение об отказе в предоставлении политического убежища Олегу Борщевскому.

25 марта 2024 года Департамент миграции Литвы попытался инициировать процесс депортации в Беларусь, о чем свидетельствует письмо Департамента миграции, которое получил Олег Борщевский. Департамент миграции Литвы направил Олегу официальное письмо с предложением добровольно покинуть Литву, при отказе же Департамент миграции пригрозил инициировать процесс его принудительной депортации в Беларусь, поскольку отказ в политическом убежище не оставил Олегу законных оснований для пребывания в Литве.

29 марта 2024 года Олег Борщевский написал официальный отказ вернуться в Беларусь добровольно, поскольку в Беларуси ему грозят пытки и тюремное заключение – как за его журналистскую деятельность, так и за то, что он является мужем известной правозащитницы Ольги Карач.

29 марта 2024 года Департамент миграции Литвы принял документы на вид на жительство в Литве у Олега Борщевского. Однако, прямо в отделении Миграции на Олега был составлен административный протокол за нелегальное пребывание в Литве, который Олег Борщевский затем обжаловал в суде.

31 марта 2024 года литовская новостная служба BNS опубликовала заметку по ситуации с комментариями директора Департамента миграции Эвелины Гудзинскайте и адвоката Борщевского – Ритиса Саткаускаса.

«Формально он должен был покинуть Литву, ему сказали сделать это стандартным образом. Но он отреагировал неадекватно, поднял шум, отказался сотрудничать с Департаментом миграции и объяснять, почему он не может покинуть Литву, – заявила директор Департамента миграции Эвелина Гудзинскайте. – Но ситуация с беларусскими гражданами нестандартная. (…) Департамент оценивает, безопасно ли высылать человека из Литвы. В данном случае мы даже не пришли к решению о высылке (…) и Департамент миграции в настоящее время не планирует высылать человека из Литвы»

Олегу Борщевскому в Департаменте по миграции почти неделю не отдавали беларусский паспорт. Олег направлял письма в департамент 26 марта 2024 с требованием вернуть паспорт (паспорт вернули только во вторник, 2 апреля)

Ритис Саткаускас, адвокат Борщевского, также заявил, что в миграционной службе дважды (при личных обращениях 25 марта 2024 в 14.00 и 26 марта 2024 в 9.00) отказывались вернуть Борщевскому паспорт, «никак не обосновывая это»:

«Но при этом заявили, что, может быть, если иностранец добровольно уедет в свою страну, тогда, возможно, вернут».

Отметим, что литовский департамент миграции никаким способом и образом не предлагал сотрудничество журналисту Олегу Борщевскому.

13 июня 2024 года Олег Борщевский выиграл литовский суд первой инстанции, который отменил составленный миграцией административный протокол за нелегальное нахождение журналиста в Литве. На суде выяснилось, что литовский департамент миграции серьезно нарушил процедуру составления административного протокола, а также что Олег Борщевский приложил все усилия для легализации в Литве, и его нелегальный статус на данный момент – вынужденный исключительно по вине литовского миграционного департамента. Также выяснилось, что литовский департамент миграции серьезно нарушил процедуру аннулирования карточки просителя политического убежища Олега Борщевского.

И самое интересное: на суде выяснилось, что административный протокол за нелегальное нахождение Олега Борщевского в Литве был составлен работниками миграции по личному приказу начальницы миграционного департамента Литвы Эвелины Гудзинскайте, а не по их желанию или по требованию закона.

21 июня 2024 года (после трех месяцев «рассмотрения») литовский департамент миграции прислал официальное сообщение, что рассмотрение вида на жительство Олега приостановлено на неопределенный срок.

 

Причины отказа в политическом убежище Олегу Борщевскому следующие:

  1. В Департаменте миграции считают, что Олег Борщевский «недостаточно искренне и существенно поддержал оппозиционную активистку Светлану Тихановскую», а это означает, что он не может получить политическое убежище в Литве.

Такой отказ абсурден и незаконен, потому что политическое убежище предоставляется в связи с угрозой преследования человека на родине, а не из-за лояльности к тому или иному политику, тем более, для Литвы – зарубежному.

  1. В Департаменте миграции утверждают, что Олег Борщевский и Ольга Карач в 2021 году дважды посещали Беларусь.

Однако это обоснование отказа недостоверно, поскольку ни Олег Борщевский, ни Ольга Карач не выезжали из Литвы в Беларусь после 15 марта 2020 года, что легко доказать отсутствием штампов в паспортах после этого срока. Миграционная служба намеренно ввела суд в заблуждение, предоставив заведомо ложную информацию.

  1. Департамент миграции, а затем и суд считают, что Олег Борщевский уже получил вид на жительство в Литве и поэтому не нуждается в политическом убежище.

Эта причина недостоверна, поскольку у Олега Борщевского не было действующего вида на жительство в Литве, и его единственным легальным статусом в Литве на тот момент был статус просителя политического убежища. Миграционные органы намеренно ввели суд в заблуждение, предоставив заведомо ложные сведения.

Более того, власти Литвы намеренно создали всю вышеописанную ситуацию: в августе 2023 года, задолго до отказа в убежище, он пытался продлить ВНЖ на основании проживания в Литве двух его несовершеннолетних детей, у которых есть статус беженцев. Однако Борщевский получил отказ на продление ВНЖ от литовского департамента миграции.

Адвокат Борщевского Ритис Саткаускас также подтвердил это для литовских медиа:

«Ответ был таков: мы не будем продлевать семейный вид на жительство на основании семьи, потому что вы – проситель убежища».

На сегодняшний день в Литве жизнь и здоровье Олега Борщевского находятся под угрозой, а также высоки риски его депортации в Беларусь – в беларусскую тюрьму.

 

Exit mobile version