Никита Свирид, беларуский дезертир. Когда началась война в Украине, он нелегально бежал в Литву, потому что боялся, что беларуская армия пойдет в Украину на помощь России.

Сегодня Никита – нелегальный беженец, Литва отказала молодому дезертиру в политическом убежище.

В Беларуси дезертирство может караться смертной казнью.

Сегодня он в отчаянии и не ждет ничего хорошего в своем будущем.

Какое значение для геополитики имеет судьба одного парня, который в 19 лет решил отказаться от службы в армии?

Но если мы хотим повлиять на настроения молодых беларусов, чтобы они не шли в армию и не поддерживали войну России в Украине, мы просто должны помочь Никите начать новую мирную жизнь, без оружия, с правом не убивать и не быть наказанным за это Литвой и Беларусью.

Описание ситуации Никиты:

Никита Свирид родился 22 сентября 2002 года, гражданин Беларуси. Получил повестку на срочную службу 28 октября 2021 года и не имел возможности отказаться от службы в беларуской армии

К 24 февраля 2022 года срок его службы составил четыре месяца. К этому моменту Никита успел принять присягу.

В течение этих 4 месяцев в роте, в которой служил Никита, пару раз отрабатывали тактические задачи, несколько раз стреляли из оружия, часто ходили в марши, командировались в разные военные части в качестве помощников.

За это время, они слушали много идеологических лекций о том, что на Западе живут «враги и нацисты», что бело-красно-белый флаг «использовался оккупантами в годы 2 мировой войны», что всех, кто поддерживает оппозицию «надо расстреливать». Никита как и большинство сослуживцев не поддерживает эту точку зрения, однако спорить с лекторами не мог, большинство солдат-срочников на таких лекциях спали.

Все эти четыре месяца Никита как и остальные рядовые терпели оскорбления и унижения от офицеров. Однажды на полигоне офицер, будучи в алкогольном опьянении, ударил Никиту ногой по спине, потому что думал, что Никита что-то смотрит в телефоне. Еще был случай удара в плечо от старшего офицера. В беларуской армии процветает дедовщина, офицеры это знают, на словах осуждают, но ничего не предпринимают что бы это остановить. Солдаты издеваются друг над другом, особенно сержанты, которые имеют минимальную власть. Бывают наряды, когда нет возможности спать больше 4 часов в сутки. Были случаи, когда сержанты позволяли рядовым поспать всего 15 минут за целые сутки.

В середине февраля 2022 года, за две недели до войны Никиту отправили в другую военную часть. Тогда он увидел, что россияне везут эшелонами танки, гаубицы, БМП, разгружают настоящие боеприпасы, видел военные грузовики из России. Срочникам говорили, что это все для учений, однако Никите казались странными перемещения такого большого количества техники для двухнедельных учебных тренировок.

24 февраля 2022 года Никита оказался на полигоне недалеко от украинской границы. О том, что началась война он узнал от офицера. Задачей срочников было охранять россиян на полигоне, с которого взлетали военные самолеты в Украину. Никита видел летчиков, которые управляли самолетами, и вылет техники на юг. Но ничего сфотографировать или записать на видео не мог: телефоны запрещены, а если заметят — солдата отправляют на гауптвахту.

24 февраля 2022 года Никита с сослуживцами смотрели видео, как наносятся удары по украинским частям и военным объектам. Они думали, что Беларусь вступит в войну, и среди солдат-срочников начались волнения, особенно когда прозвучала команда «повышенная готовность» (такую команду дают в случае войны). Командир выдал всем оружие, некоторым — боевые патроны. В части увеличилось количество людей примерно на 500 человек, Никита понимал, что его заставят ехать на войну в Украину на стороне Путина, он этого очень не хотел, поэтому стал думать о побеге из армии. Ведь за неисполнение приказа ждет от 8 до 15 лет тюрьмы. То есть солдат должен убивать, либо сидеть в тюрьме, либо бежать.

В мае 2022 года Никита был на учениях на границе с Литвой, решил воспользоваться этим и убежать в Евросоюз. Никита начал готовиться к побегу за неделю. Узнавал карту местности, выяснял, по какой дороге идти, планировал, в какое время суток будет бежать. Никита надеялся, что на территории ЕС сможет получить убежище, и думал, что это миссия, которую надо выполнить, потому что больше не мог выдерживать морально.

Рано утром 26 мая 2022 года пока все еще спали, Никита совершил побег. Переоделся в гражданскую одежду, оставил оружие с боевыми патронами по пути, оставил телефон. До границы с Литвой Никиту подвез дальнобойщик, который ничего не спрашивал. Переходить границу Никите пришлось нелегально, перелезая через несколько заборов. Первым был стальной забор с проволокой и лезвиями. Там Никиту зафиксировала камера, Никита понимал, что времени немного. Перелезая забор, получил небольшую травму и упал на землю. Потом был забор над рвом, и Никита смог подлезть под ним. Следующий забор был с подгнившими столбами, и Никита его сломал. А потом понял, что уже на территории ЕС, и пошел сдаваться пограничникам.

Пограничники были очень удивлены и не поверили, что Никита сбежал из армии. Приезжали спецслужбы, очень долго его допрашивали. Он честно рассказал о переходе границы, подтвердил, что Беларусь косвенно участвовала в войне, рассказал о размещении и перемещении российской военной техники. Потом приехали в миграционную службу. Никита не верил, что у него все получилось, что он в безопасности. Чувства очень сильно нахлынули, пришло осознание, что он теперь не скоро приедет домой, еще долго не увидит родных. Затем Никиту отвезли в литовский лагерь для беженцев. По сравнению с беларуской армией, в литовском лагере для беженцев полная свобода.

После побега Никиты к нему домой в Беларуси приходили военные, милиция и КГБ. Они говорили родителям Никиты, что его не накажут, если вернется, что сможет спокойно дослужить. Под их давлением родные звонили Никите, уговаривали приехать в Беларусь. Но он понимал, если вернется, то его арестуют. Никите грозит до 20 лет тюрьмы в Беларуси, а возможно и смертная казнь. Кроме дезертирства ему могут вменить терроризм, экстремизм, измену Родине. Никита убежал с задания с оружием (которое оставил на территории Беларуси), рассказал литовской стороне о перемещениях российской военной техники, о событиях на границе с Украиной в дни начала российского вторжения.

20 ноября 2023 года Департамент Миграции при МВД Литовской Республики отказал Никите в предоставлении убежища на территории Литвы.

Официальная причина отказа в предоставлении политического убежища в Литве заключается в том, что Никите якобы не угрожает опасность в Беларуси, Беларусь является безопасной страной для его возвращения.

Никита обжаловал решение Департамента миграции в литовском суде. Слушание состоялось 6 марта 2024 года. Суд решил отклонить апелляцию Никиты и оставил в силе решение Департамента миграции от 20 ноября 2023 года.

Затем Никита обжаловал решение литовского суда в Верховном административном суде Литовской Республики.

6 июня 2024 года Верховный суд отклонил апелляцию и оставил в силе отказ Никите в предоставлении убежища. Никиту и его адвоката на заседание не пригласили, и дело было рассмотрено в письменном виде. У Никиты не было возможности что-либо объяснить суду.

Официальная причина отказа в предоставлении убежища та же: Департамент миграции считает, что Никите безопасно вернуться в Беларусь и что там ему ничего не угрожает.

Это неправда. В Беларуси Никите угрожают тюремным заключением и даже смертной казнью.

В данный момент Никита находится на территории Евросоюза нелегально и вынужден скрываться от принудительной депортации в Беларусь. Никита находится в глубокой депрессии и склонен к самоубийству, потому что боится пыток и смерти в беларуской тюрьме, а также боится оказаться на войне против Украины.

А теперь – продолжение

11 июня 2024 года Никите сообщили о его изменившемся правовом положении и о том, что с 5 июня 2024 года его пребывание в Литовской Республике является незаконным. В таких письмах Департамент миграции присылает анкету с двумя вариантами ответа:

— уехать добровольно домой или

— быть депортированным в страну происхождения принудительно.

Департамент миграции запугивая принудительной депортацией, вынуждает подписывать согласие вернуться добровольно, а позже во всех своих решениях ссылается на это согласие, акцентируя внимание на том, что иностранец сам якобы подтвердил, что возвращение домой для него безопасно. На это ссылаются и суды.

12 июня 2024 года Никита подписал информационное уведомление, в котором указал, что согласен уехать добровольно, испугавшись принудительной депортации. Однако эти формулировки не дают возможности зафиксировать, что Никита был бы согласен покинуть Литву через третью страну, и что в Беларуси ему опасно.

Решением от 17 июня 2024 года Департамент миграции обязал Никиту выехать в Беларусь в течение 14 дней.

Никита был ознакомлен с этим решением 19 июня 2024 года, когда был вызван на встречу в Департамент миграции. Ему объяснили, что по его делу о предоставлении убежища вынесено окончательное решение, и он должен добровольно покинуть Литву, иначе его принудительно выдворят в Беларусь.

Поскольку возвращение в Беларусь для него небезопасно, он был вынужден подписать информационное уведомление о добровольном возвращении, так как боялся, что в случае отказа процедура его принудительного выдворения будет начата немедленно, и он не сможет обжаловать решение о депортации из Литвы.

 

 

Exit mobile version