И те, не задумываясь, ломают ему жизнь.

От белорусской политической системы никто ничего хорошего не ждет – там достаточно просто не понравиться человеку в форме, и ты получишь минимум сутки, тебя подпишут на какие-нибудь каналы, а все попытки к сопротивлению закончатся увеличением срока отсидки или убийством в тюрьме по примеру Витольда Ашурка или Алеся Пушкина.

Литва же некоторое время назад претендовала на звание безопасной демократической страны, которая в 2020 году четко декларировала желание спасти репрессированных беларусов от гнева сошедшего с ума диктатора. Но затем передумала.

Дварашин

Виталий Дварашин – один из тех простых, но идейных людей, по кому Литва не только решила проехаться молотом преследований, но и в отношении кого продолжает размахивать этим молотом до сих пор, и чем всё кончится – непонятно.

Виталий Дварашин родился 12 августа 1969 года, в 1990 году закончил в Украине Васильковское авиационно-техническое военное училище и даже, было, пошел служить в армию авиационным механиком, но, разочаровавшись в военном деле, решил отказаться брать оружие в руки, и подал в отставку по собственному желанию.

15 июля 1998 года ушел из армии. С тех пор старался вести мирную жизнь и ни в каком виде не приближаться к армии и любым другим силовым структурам.

После увольнения из армии в 2000 году, по причине нежелания обслуживать преступный режим Лукашенко, Виталий всячески поддерживал борьбу беларуского народа за освобождение от диктаторской тирании. Был независимым наблюдателем на выборах 2001 года и, в числе прочих, подписал петицию в Комиссию по правам человека о фактах фальсификации и недопуске независимых наблюдателей на участки голосования в городе Витебск.

С 13 апреля 2016 года Виталий имел экономический ВНЖ Литвы, который он регулярно продлевал, работая водителем в городе Мажейкяй.

В 2020 году в Беларуси Виталий также участвовал в выступлениях против сфальсифицированных преступным режимом выборов. В том числе, неоднократно выступал в полемику в соцсетях с поборниками режима. Виталий с группой единомышленников блокировали проезд автозакам на улицах Витебска, в которых силовики перевозили безоружных демонстрантов.

Когда началась война в Украине, Виталий боялся, что его, как бывшего военного, принудительно мобилизуют в армию Беларуси и отправят воевать в Украину. Он максимально быстро как смог, 8 марта 2022 года, выехал в Литву. В то время в Беларуси как раз шла сверка документов военнообязанного населения. А через несколько дней, по адресу его прописки в городе Витебске прибыли сотрудники РОВД с ордером на обыск и арест. Как пояснили сотрудники РОВД его матери, в связи с возбуждённым в отношении Виталия уголовным делом в городе Барановичи, за то, что он в Фейсбуке назвал беларуских силовиков убийцами и палачами.

С тех пор Виталий не возвращался в Республику Беларусь, не навещал семью из-за опасений за свою свободу и жизнь, а также из страха, что его заберут в армию принудительно.

Видео и фотографии с его участием в Международный День отказчиков по соображениям совести 15 мая 2023 года попали в «экстремистские» телеграмм-каналы «Ольга Карач» и «Наш Дом» в публикации от 16 мая 2023 года, только за это Виталию грозит до 7 лет беларуской тюрьмы.

16 марта 2023 года ВНЖ Виталия был аннулирован только на основании факта его службы в беларуской армии более 20 лет назад, а сам Виталий на том же основании был признан лицом, нежелательным на территории Литвы с запретом на въезд в Евросоюз на 5 лет. Виталием была подана апелляция в литовский суд.

Так как ВНЖ Виталия аннулировали, работодателю пришлось его уволить этим же днем. Виталий остался без работы, без средств к существованию, и в то же время возвращение в Беларусь было невозможно из-за возможного ареста и тюремного заключения.

11 июня 2023 года, несмотря на поданную апелляцию, сотрудники миграции и пограничной службы Литвы пытались принудительно депортировать Виталия в Беларусь, что для него означало бы автоматическое тюремное заключение за участие в протестах и принудительную мобилизацию на военную службу.

Виталия вывезли прямо на границу и стали оформлять документы на передачу его беларуской стороне. Тогда Виталий попытался прямо на границе податься на убежище, отдал пограничникам соответствующее заявление, сотрудники погранслужбы взяли у него заявление и унесли куда-то. Вернувшись, они заявили, что Виталий им ничего не давал, однако согласились отпустить его с условием, что Виталий не будет скрываться и в течение нескольких дней придет в Департамент миграции и подаст ходатайство об убежище.

Виталий был в большом стрессе и очень испугался за свою жизнь и свободу. Он совершенно не мог понять, чем он провинился перед Литовской Республикой.

15 июня 2023 года Виталий подал документы на предоставление ему статуса политического беженца на территории Литвы, и сразу же был помещен в лагерь беженцев. В лагере беженцев его поместили в тюрьму – в закрытую комнату, дверная ручка в которой была только снаружи, сам Виталий не мог самостоятельно выйти из этой комнаты. На окнах были решетки, в помещении он был заключён один.

Литовские пограничники хотели, чтобы он ждал решения литовских миграционных служб в лагере для беженцев, Виталий не хотел, поскольку ему есть где жить в Литве.

27 июня 2023 года литовский суд принял решение вернуть Виталию ВНЖ и отменить запрет на въезд в Евросоюз, признал необоснованным решение миграции объявить его «угрозой национальной безопасности Литвы». Аргументы миграции о том, что Виталий якобы представляет «угрозу национальной безопасности Литвы», суд посчитал неубедительными.

Департамент миграции подал апелляцию в Верховный административный суд Литвы, требуя отменить решение административного суда Литвы от 27 июня 2023 года. Апелляция была отклонена 6 сентября 2023 года Решением Высшего административного суда Литвы.

28 июня 2023 года литовский суд принял сторону Виталия и официально разрешил ему жить вне лагеря беженцев не под охраной в ожидании решения литовской миграции и разрешил свободно передвигаться в границах Литовской Республики.

Виталий имел право покидать лагерь беженцев, но должен был отмечаться там каждые 72 часа. Это было сложно, потому что расстояние между Вильнюсом и лагерем беженцев составляет 50 километров, то есть 100 километров в обе стороны. Разумеется, миграционный департамент не оплачивал бензин для поездок.

Таким образом, Виталий провел 13 дней в одиночной камере в лагере беженцев.

4 июля 2023 года адвокат Виталия Лаура Аугите обратилась в Судебную палату с просьбой отменить решение № 23S1199 Департамента миграции Министерства внутренних дел Литовской Республики от 16 июня 2023 г.о предоставлении жилья.

10 июля 2023 года по запросу в судебные палаты было получено подтверждение того, что гражданин РБ Виталий Дварашин находится в Центре регистрации иностранцев Службы охраны государственной границы при Министерстве внутренних дел Литвы. Постановлением Вильнюсского регионального районного суда, Палата Свенчёнис, обращение было принято к рассмотрению, а ответчику, Департаменту миграции Министерства внутренних дел Литовской Республики, был предоставлен срок в 14 дней для представления ответа на обращение.

Однако в установленный судом срок 14 дней ответчик – Департамент миграции Министерства внутренних дел Литовской Республики – не представил возражений по иску и не сообщил суду о причинах, по которым он не смог представить возражения по иску в установленный судом срок. В результате за невыполнение требования о представлении ответа учреждение было оштрафовано на 100 евро.

24 августа 2023 года Виталий Дварашин выиграл у миграционного ведомства Литовской Республики второй суд по условиям пребывания. Суд настоятельно рекомендовал Департаменту миграции изменить своё решение о помещении Виталия в миграционный лагерь в Пабраде, а ему самому – рекомендовал ожидать решения по месту жительства.

Вскоре Виталия Дварашина выпустили из лагеря для мигрантов. Кроме того, Виталию не нужно больше каждые три дня отмечаться в лагере для мигрантов, как это было раньше.

20 ноября 2023 года, (только через 8 месяцев после необоснованного аннулирования ВНЖ) он смог устроиться на работу в организацию, связанную с грузоперевозками по Литве, используя свое удостоверение ожидающего политического убежища с правом на работу (в Литве подавшему на беженство нельзя работать первые 6 месяцев).

13 января 2024 года Департамент Миграции Литвы принял решение отказать Виталию в предоставлении политического убежища в Литве.

Свое решение Департамент Миграции обосновал тем, что Виталию якобы ничего не угрожает в Беларуси.

Кроме того, рассматривая ходатайство Виталия о предоставлении убежища, Департамент Миграции обратится в Департамент государственной безопасности Литовской Республики (ДГБ) с просьбой повторного рассмотрения вопроса о том, представляет ли проживание Виталия в Литовской Республике угрозу для безопасности государства.

2 января 2024 года Департамент миграции получил от ДГБ письменный ответ, в котором было указано, что, по мнению ДГБ, проживание Виталия Дварашина, гражданина Республики Беларусь, в Литве представляет угрозу государственной безопасности, несмотря на то, что суд уже отменил решение о признании Виталия угрозой национальной безопасности Литвы.

Виталий подал апелляцию на данное решение Департамента миграции в литовский суд.

15 февраля 2024 года истек срок действия его экономического ВНЖ. 19 сентября 2023 года Виталий пытался подать документы на продление ВНЖ, но Департамент миграции документы не принял, сославшись на то, что Виталий находится в статусе просителя убежища.

Позже работодатель Виталия подал запрос на экономический ВНЖ в Департамент миграции еще раз, и с тех пор ждет ответа.

12 марта 2024 года в литовском суде состоялось рассмотрение апелляции на решение Департамента миграции от 13 января 2024 года.

26 марта 2024 года суд вынес решение апелляцию отклонить и оставить в силе решение Департамента миграции об отказе Виталию в политическом убежище. Виталий обжаловал данное решение в Верховном административном суде Литовской Республики.

29 мая 2024 года Верховный административный Суд Литовской Республики отклонил апелляцию Виталия и оставил решение об отказе в убежище в силе.

5 июня 2024 года Виталию позвонили из Департамента миграции, и очень настойчиво стали приглашать прийти в учреждение с паспортом под предлогом, что якобы нужно закрыть его дело о политическом убежище. Обычно такие дела после вынесения решения закрываются без присутствия заявителя. Виталий отказался идти в миграцию. Тогда сотрудники миграции попытались назначить встречу на 6 утра в понедельник 10 июня, Виталий тоже отказался. Через два дня сотрудники миграции позвонили еще раз и пытались снова вызвать Виталия в Департамент миграции с паспортом, на этот раз под предлогом того, что у них слетели базы тех, кто подался на экономический ВНЖ и они хотят его проконсультировать, что делать дальше. Виталий снова отказался приходить, так как подозревал, что его выманивают с паспортом с целью немедленной депортации.

Также выяснилось, что работодатель Виталия при подаче запроса на ВНЖ несколько месяцев назад что-то напутал и документы Виталия не прошли. А подать документы снова уже нельзя, так как после отказа в политическом убежище, Виталий стал нелегалом (ВНЖ истек 15 февраля 2024 года, отказ в убежище вступил в силу 29 мая 2024). Виталия уволили с работыСкорее всего, на владелицу компании было оказано давление, потому что после разговора с миграционным отделом она испугалась и наотрез отказалась пытаться снова оформлять документы на работу для Виталия.

13 июня 2024 Виталий находился дома и увидел, как к дому подходят сотрудники миграции. Он выпрыгнул в окно и спрятался. Сотрудники миграции сначала зашли в дом, долго разговаривали с хозяйкой, затем вышли наружу и ждали Виталия еще в течение 5 часов. Скорее всего, на хозяйку было оказано давление, так как она заявила Виталию, что выселяет его из дома прямо сегодня.

Виталий, потерявший и работу, и жилье, был вынужден скрываться.

Его знакомые помогли ему выехать из Литвы в Польшу, а позже вернули его автомобиль, который оставался припаркованным у съемного жилья в Вильнюсе.

Приехав в Польшу, Виталий подал прошение о международной защите как от белорусских, так и от литовских властей. Последнее нужно, чтобы рассмотрение дела не вернули снова в Литву, где ему грозит депортация (по Дублинскому соглашению его могут вернуть в Литву).

Польская пограничная служба уже подтвердила получение заявления Виталия, и теперь остается ждать решения.

2 октября 2024 должно было состояться очередное судебное заседание по делу о его незаконной депортации из Литвы в Беларусь. Ответчиками в этом деле выступали Департамент миграции Литвы и Департамент госбезопасности Литвы. Представитель ДГБ не явился на заседание, что привело к переносу слушания на на 20 ноября 2024 года. Интересна причина его отсутствия: ДГБ утверждает, что при повторном признании Виталия «угрозой национальной безопасности» они руководствовались неким секретным документом, содержание которого нельзя изучить вне специализированной комнаты для секретных документов. Суд Клайпеды, как оказалось, не имеет такой возможности.

В связи с этим члены судебной коллегии были приглашены в Вильнюс, где им будет предоставлена возможность ознакомиться с документом. Кроме того, двое из троих судей сразу после совещания заявили о самоотводе.

 

Exit mobile version