Мониторинг событий августа – декабря 2020 года посвящается детям и их семьям, пострадавшим от действий властей.

Всего за период с августа по декабрь 2020 года было задержано и привлечено к административной и уголовной ответственности сотни несовершеннолетних и их родителей.

По состоянию на 11 сентября 2020 года Генеральная прокуратура Республики Беларусь заявляла о составлении протоколов об административном нарушении в отношении более двухсот несовершеннолетних граждан к административной ответственности за участие в мирных массовых акциях[1].

По состоянию на 13 октября 2020 года Генеральная прокуратура Беларуси вынесла официальные предупреждения 300 семьям за участие детей на акциях протеста.

Прокуроры признались, что провели с более чем 400 родителями и детьми разъяснительные беседы, а также в отношении 300 детей и родителей, прежде всего, вынесено официальное предупреждение. Также прокуроры заявили, что есть факты изъятия детей из семей после митингов[2].

В отношении несовершеннолетних сотрудники милиции и иных силовых ведомств активно применяют пытки, жестокое обращение, отказывают несовершеннолетним в медицинской помощи, в том числе в ситуациях, когда она требуется экстренно. Также в отношении несовершеннолетних представителями государственных органов массово нарушается Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Беларусью 31 октября 1990 г. и Декрет номер №18 от 2006 года.

Из имеющихся фактов:

По меньшей мере один ребенок получил тяжелые травмы, будучи избитым правоохранителями после задержания.

Один ребенок, страдающий эпилепсией, был привлечен к уголовной ответственности и находится под стражей, не смотря на свой медицинский диагноз.

Четверо несовершеннолетних были жестко задержаны силовиками во время протестных акций

Один ребенок был задержан якобы за киберпреступления.

Двое детей подозреваются в тяжком уголовном преступлении, совершенных во время мирных акций протеста.

— Более двухсот детей были привлечены к ответственности за участие в протестных акциях.

Минимум 300 семей получили официальное предупреждение за участие детей на акциях протеста.

За надпись на асфальте двенадцатилетнего мальчика на родителей был составлен административный протокол, а мобильный телефон – изъят для проведения экспертизы.

В детском саду воспитательница закрыла трехлетнего ребенка в туалете за то, что тот выкрикнул политический лозунг «Лукашенко – в автозак!».

Целый класс старшеклассников был задержан вместе с их учителем силовиками без объяснения причин, когда дети возвращались с уроков вальса.

Есть факты изъятия детей из семьи

Приводим примеры жестокого обращения и пыток сотрудников силовых ведомств Беларуси в отношении несовершеннолетних.

  • 17 сентября, Минск.

На выходе из офиса правозащитного центра «Вясна» была задержана активистка «Европейской Беларуси» Елена Лазарчик.

В это время ее сын, первоклассник Артем находился в группе продленного дня школы №126. Елену отпустили спустя несколько часов, однако педагоги уже вызвали в школу органы опеки, которые забрали Артема в детский приют Фрунзенского района.

На следующий день в 12.00 возле приюта собрались люди. По сообщениям органов опеки Фрунзенского района Минска, Елена не явилась за ребенком после 18.00 по собственной инициативе, а ее телефон не отвечал. Позже органы опеки заявили Елене, что она должна собрать документы для того, чтобы забрать Артема домой, но на следующий день под давлением общественного мнения мальчик был возвращен матери.

На сегодня мальчик в безопасности и находится с матерью.

  • 27 сентября, Гомель

Во время акции были задержаны супруги Наталья и Герман Снежковы, а также двое их несовершеннолетних детей.

28 сентября Германа осудили на 14 суток ареста по ст. 23.34 КоАП РБ, а также привлекли к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 363 УК РБ (сопротивление сотруднику органов внутренних дел, сопряженное с насилием или угрозой его применения).

В ночь на 30 сентября в дом Снежковых приехали сотрудники милиции с обыском, изъяли ноутбук и телефон. Наталью Снежкову отправили в ИВС, а двух детей – в приют.

Милиция разыскивает и взрослых детей Снежковых, которые проживают отдельно от них.
На данный момент супругам Снежковым удалось бежать вместе с детьми; сейчас они находятся за рубежом

  • 9 августа, Пинск.

Шестнадцатилетний Денис ехал на велосипеде рядом с колонной горожан после закрытия избирательных участков. В какой-то момент колонне перекрыли путь сотрудники МВД и начали задерживать участников шествия.

Один из сотрудников гнался за другим ребенком, но не догнал его; тогда он подошел к Денису и ударил его щитом. В результате этого ребенок упал с велосипеда и сломал руку.

Сотрудник заломил Денису сломанную конечность и таким образом доставил в РОВД.

На состояние подростка пытался обратить внимание один из задержанных вместе с Денисом, врач по профессии. Он просил вызвать ребенку скорую, но сотрудники не сделали этого. Медиков вызвали только через час после задержания ребенка; к этому времени он потерял сознание. Дениса госпитализировали на двенадцать дней с диагнозом «закрытый перелом со смещением», была проведена хирургическая операция.

  • 10 августа, Минск

Были задержаны двое детей, семнадцатилетний Яна-Христиана Галко и шестнадцатилетний Глеб Гунько.

Задержание произошло из-за их футболок с символикой «Погоня».

Сотрудники, не представившись, потребовали от них разблокировать телефоны и показать содержимое рюкзаков без процессуального оформления, затем задержали.

О задержании детей родителям не сообщалось, хотя дети назвали сотрудникам телефоны; к ним применялись спецсредства, избивали дубинками и кулаками, заставляли бежать, раздеваться, ставили на колени, травили собаками, не давали спать и сходить в туалет.

Детей пытались поставить на учет и дать им статус «находящихся в социально опасном положении», но вмешательство правозащитников «Нашего Дома» привело к тому, что процесс был остановлен.

Поскольку давление на детей не прекратилось, продолжали поступать угрозы изъятия из семьи и помещения в детский дом, 13 сентября подростки покинули страну.

  • 11 августа, Гомель.

Был задержан и водворен в СИЗО страдающий эпилепсией шестнадцатилетний Никита Золотарев. Его обвиняют в том, что он, находясь на акции протеста 10 августа в Гомеле бросил бутылку с запахом бензина в сторону сотрудников МВД.

На данный момент фактов, подтверждающих эту версию следствия, нет.  Сотрудники МВД не предоставили фактов (фото и видео съемки), что Никита действительно кидал «коктейль Молотова». Родители мальчика утверждают, что он показал сотрудникам милиции неприличный знак рукой и за это был задержан.

Сразу после задержания, его несколько часов допрашивали без присутствия адвоката, социального педагога и родителей, Никита был жестоко избит, после чего он потерял сознание и был госпитализирован в реанимацию, куда его родителей также не пускали.
11 августа был задержан и несовершеннолетний брат Никиты Влад, которого позже отпустили.

Никита жаловался, что его «бьют каждый день».

Подростка подозревают в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 339 УК РБ (Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, заменяющих оружие – Прим. ред.). Как несовершеннолетний, он может получить по ней срок до 7 лет.

Несмотря на наличие у Никиты диагноза «эпилепсия», мера пресечения в виде содержания под стражей ему изменена не была.

Он до сих пор находится в СИЗО под пытками.

  • 11 августа, Гродно.

Шестнадцатилетнего Никиту Сидоровича сотрудники МВД задержали, избили и обмазали зеленкой (как правило, так помечают тех, кого впоследствии планируют подвергнуть более жестоким пыткам).

Затем его положили между автомобилями, чтобы другие протестующие его не видели и избили сотрудники ОМОН.

Затем ребенка обмазали зеленкой, посадили в автозак и отвезли в РОВД, где снова избили.

Никита был привлечен к административной ответственности по ст. 23.34 КоАП РБ (Нарушение порядка проведения массовых мероприятий – Прим. Ред.), у него был изъят мобильный телефон.

  • 12 августа, Минск.

Пропал шестнадцатилетний Тимур Мицкевич, который вышел из дома и направился к другу, живущему неподалеку, чтобы затем вместе поехать на дачу.

13 августа стало известно, что он был госпитализирован в реанимацию из Партизанского РУВД г. Минска.

Из медицинской справки: «черепно-мозговая травма легкой степени, сотрясение головного мозга, открытый перелом скуло-орбитального комплекса без смещения справа (перелом верхнечелюстной пазухи без смещения отломков, линейный перелом дна орбиты без смещения отломков), гемосинусит правой верхнечелюстной пазухи, судорожный синдром, параорбитальная гематома справа, множественные ушибы мягких тканей и конечностей, травматические эрозии роговицы обоих глаз».

В отделении милиции ему палкой выкалывали глаза и били электрошокером по пяткам.

Сотрудники ОМОН пытались заставить его петь гимн ОМОНа, а когда тот отказался, голову запрокинули, его держали, в рот засунули палку и забивали.

Силовики пытались пробиться к нему в палату почти сразу после госпитализации, но врачи не дали им этого сделать.

В данный момент Тимура прячут неравнодушные граждане, его разыскивает милиция.

Тимур ослеп на один глаз и имеет очень серьезные проблемы со здоровьем.

24 сентября мама Тимура скончалась.

  • 6 сентября, Гродно.

Во время мирного марша был задержан шестнадцатилетний студент Гродненского государственного политехнического колледжа Кирилл Кетурко.

Во время задержания сотрудники милиции его душили и распыляли в лицо газ.

  • 7 сентября, Минск.

Во время Марша Единства был задержан двенадцатилетний мальчик Ярослав за то, что написал на асфальте «3%».

В отделении милиции на мальчика составили протокол, а его телефон забрали на экспертизу. В протоколе были отражены только действия: выехал из дома, как добрался, как оказался на этом месте, дальнейшие действия – написал баллончиком с краской на дороге «3%».

Из отделения он был отпущен в тот же день.

Кроме того, сотрудники МВД пригрозили его матери, что, сообщат о случившемся в школу, где учится Ярослав, и будут приниматься решение о постановке его на учет по делам несовершеннолетних.

  • 27 сентября, Молодечно.

Воспитательница детского сада закрыла в туалете на время «тихого часа» трехлетнего Алешу Рогова за то, что тот выкрикнул лозунг «Лукашенко – в автозак».

Воспитатели пытались доказать матери ребенка, что мальчик все придумал и сговорились с заведующей отрицать произошедшее.

  • 7 октября, Гродно.

Сотрудниками милиции была задержана вместе с отчимом тринадцатилетняя Настя.

Они были задержаны в Гродно на Советской площади, где должна была состояться протестная акция.

Сотрудникам МВД не понравилось, как отчим Насти Александр разговаривал с сотрудниками ОМОН, к ним подошли шестеро сотрудников, начали выкручивать руки и применять спецсредства (газовые баллончики).

Настю задержали вместе с отчимом, при этом ребенка в автозак тащили по земле за волосы и брызгали газом. Ее лицо и грудь были обожжены. В итоге Настю отпустили из Ленинского РОВД вместе с мамой после профилактической беседы, Александру позже дали 7 суток ареста по ст. 23.34 КоАП РБ.

На следующий день в квартиру Насти пришли представители органов опеки, проверить условия проживания ребенка. При этом семье угрожали постановкой на учет в СОП.

  • 19 октября, Минск.

Юрий Яковишин был задержан на шествии и в тот же день осужден по ст. 23.34 КоАП РБ на 14 суток административного ареста. На следующей день его жене Елене стали поступать звонки из социальной службы. Звонящие интересовались, вышла ли она на работу после декрета, какова ее зарплата, стоят ли в квартире пожарные извещатели.

Женщина связала эти звонки с задержанием главы семейства и посчитали способом морального давления на семью.

  • 23 октября, г. Добруш Гомельской области.

МВД отчиталось о задержании пятнадцатилетнего ребенка.

Он вел в Telegram канал, где публиковал данные сотрудников МВД, замеченных в нарушениях закона против белорусских граждан, а также данные членов их семей.

К уголовной ответственности ребенок привлечен не был, поскольку не достиг возраста ответственности за данную разновидность преступлений, однако явных доказательств его вины сотрудниками милиции предоставлено не было.

  • 29 октября, Минск.

В гимназию №4 приехал наряд ОМОН в полной экипировке.

На одной из перемен дети вышли на улицу и устроили акцию протеста на крыльце. После этого в школу приехал наряд ОМОНа.

Директор гимназии вызывал школьников в свой кабинет по одному для беседы, при этом остальные скандировали «Выпускай!» за дверью кабинета.

Это случилось потому, что дети на переменах устраивали акции протеста и пели песни.

Был задержан мужчина, который во время акции подошел к детям и похвалил их.

30 октября состоялся суд над ним, который назначил ему наказание в виде 15 суток ареста по ст. 23.34 КоАП РБ.4

  • 30 октября, г. Жабинка Брестской области.

Были задержаны двое детей, пятнадцати и шестнадцати лет.

По версии МВД, они бросили «коктейль Молотова» в милицейскую машину. Люди при этом не пострадали. С учетом провокаций с коктейлями Молотова, организованными непосредственно сотрудниками милиции, мы предлагаем пристально разбираться, был ли факт использования коктейля Молотова со стороны детей (мы в этом не уверены).

  • 31 октября, Минск.

Семье Михаила Субоча администрация школы угрожала постановкой на учет в СОП в связи с тем, что дети не посетили школу 1 сентября и 26 октября в знак солидарности с протестующими гражданами. Так было в объяснительной, которую родители предоставили в школу. Учителя давили на семью, требуя переписать объяснительную, указав в ней иную причину непосещения школы детьми.

  • 13 декабря, г. Смолевичи Минской области.

Были задержаны ученики 11-го класса Смолевичской районной гимназии вместе с их педагогом Анной Северинец. Класс возвращался с репетиции бального танца.

Мальчиков посадили за решетку, а девочек – на лавки, командовали встать лицом к стене.

Позже выяснилось, что в РОВД приходили родители задержанных, где им сказали, будто бы дети нецензурно выражались в адрес милиционеров.

Материалы подготовлены на базе сообщений в медиа, общения волонтеров и правозащитников «Нашего Дома» с потерпевшими и их родственниками, а также информации, полученной от других правозащитных организаций и инициатив.

[1] https://www.belta.by/society/view/genprokuratura-initsiiruet-usilenie-otvetstvennosti-roditelej-za-protivopravnoe-povedenie-detej-406423-2020

[2] https://www.tvr.by/news/obshchestvo/nachalnik_otdela_generalnoy_prokuratury_aleksey_podvoyskiy_o_detyakh_na_mitingakh/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.