Уже много лет «Наш Дом» сражается за детей, осужденных за мелкие правонарушения, связанные с наркотиками. Несмотря на то, что сейчас силовики больше заняты поиском тех, кто не любит Лукашенко, дети все так же отправляются в тюрьму на долгие годы. В конце года мы хотим подвести итоги нашей работы в рамках этой кампании и рассказать о том, что мы сделали за последние двенадцать месяцев.
В январе 2021 года на канале «НАШ ДОМ ТВ» появилось видео, посвященное жизни несовершеннолетних девочек, осужденных по статье 328, в колонии. Девочки, задержанные и осужденные по 328 статье на 8, 10 и более лет, почти не попадают под амнистию, у них мало шансов на обжалование. Именно от них чаще всего отворачиваются семьи, узнав о приговоре в 10 лет лишения свободы. Даже после тюрьмы идти девочкам-328 особо не к кому. В видео Ольга Карач рассказала о тяжелой жизни девочек в колониях вместе со взрослыми женщинами и о том, как их использует государство.
В марте «Наш Дом» подготовил мониторинг по ситуации с несовершеннолетними сиротами-328 в местах лишения свободы в Беларуси. Мы рассказали о том, что сироты в местах лишения свободы еще более бесправны, чем обычные заключенные, а также о том, что ребенок-сирота в заключении лишается всей государственной поддержки. Кроме этого, мы рассмотрели законодательные нормы, на которые опирается государство при принятии решений в отношении сирот, и оценили их недостаточность. А еще «Наш Дом» высказал требования касаемо улучшения положения сирот в заключении. Еще один материал о сиротах в заключении вышел в апреле этого года — мы рассказали несколько историй ребят, оставшихся без родителей и попавших в тюрьму. Также мы провели анализ и выяснили, как государство само подталкивает сирот к подработке наркокурьерами.
26 июня Ольга Карач приняла участие в онлайн-форуме «Новая Беларусь без пыток», где участвовали Светлана Тихановская, Павел Латушко, представитель юридической комиссии Беларуского Хельсинского Комитета Гарри Погоняйло, представитель Международного комитета по расследованию пыток в Беларуси Виктория Федорова и Спецдокладчик Совета ООН по правам человека по Беларуси Анаис Марин. Ольга Карач заострила внимание на том, что защита детей декларируется как одно из приоритетных направлений социальной политики Беларуси, но при этом государство издевается над ними. Подростки в СИЗО подвергаются пыткам и издевательствам, не выдерживают давления и совершают попытки суицида. Ольга Карач рассказала историю одиннадцатиклассника, которого задержали по обвинению по статье 328 УК. В ИВС парень пытался суицида, которую сотрудники правоохранительных органов пытались скрыть. Сейчас он находится в ИК-2, и там ему предстоит пробыть еще около четырех лет.
В июле 2021 года мы провели мониторинг находящихся за решеткой по статье 328 УК. Мы посчитали, какие сроки наиболее дают осужденным по статье 328, какие судьбы у заключенных, сколько среди них сирот и выходцев из неблагополучных семей. Также мы кратко описали, какие нарушения прав были со стороны силовиков по отношению к заключенным и в каких колониях они отбывают наказание.
В августе мы обратили внимание на покаянные видео, которые массово выпускают Telegram-каналы силовиков и государственных СМИ. Там появлялись и видео с участием детей, осужденных по статье 328 УК. Мы обратили внимание на то, что в кадре детей задерживают и заковывают в наручники, что в милиции они находятся без сопровождения взрослых. Мы рассказали и о том, как госпропаганда относится к протестующим, обвиненным ранее по статье 328, отметив хамство и оскорбления со стороны журналистов.
В сентябре 2021 года Ольга Карач посетила три европейские страны: Чехию, Германию и Швецию. Во время поездки в Чехию руководитель МЦГИ «Наш Дом» побывала на встрече в комитете по иностранным делам чешского Сената. Ольга Карач рассказала чешским политикам о проблеме детей, которые сидят в беларусских тюрьмах по известной статье 328, и о том, что по этой статье подросткам дают огромные сроки, а условия их содержания можно отнести к пыткам и издевательству.
В новом году мы продолжим говорить о происходящем с детьми-328 в Беларуси. Ведь у нас нет уверенности полагать, что больше по этой статье не будет задержан ни один несовершеннолетний и ни одного ребенка не будут держать закованным в наручники в отделении милиции. Свобода сотен детей, которые сейчас отбывают наказание по статье 328 или ждут приговора, зависит от того, как быстро падет режим Лукашенко.