На этой неделе мы выпустили несколько материалов, в которых рассказали о тяготах и заботах жизни в глубинке. Глядя на погибающие беларусские деревни, пустые дома и бедных сельчан, «Наш Дом» не мог молчать и раньше. Проблемы сельской жизни, недостатки сельского хозяйства и тяжелые судьбы деревенских жителей уже не раз поднимались в наших публикациях.
В 2011 году жители агрогородка Боровики Дзержинского района заметили, что новые, только что сданные «под ключ» дома начали покрываться трещинами. Жильцы пожаловались в государственные СМИ, а в поселок приехало телевидение, но ситуация не разрешилась. В отчетах чиновники отмечали, что в Боровиках отремонтированы все объекты производственной и социальной сферы, заасфальтированы улицы, реконструировано уличное освещение, улучшено водоснабжение.
В сентябре 2012 года сигнал о помощи поступил из агрогородка Звенячи Толочинского района. Жителям населенного пункта мешал борщевик, который занимал более 200 гектаров на территории хозяйства. Средств на борьбу с ним государство не выделяло, и многие сельчане пытались уничтожить растение самостоятельно. Деревенские обратились сначала к депутату районного совета, затем – к председателю Витебского облисполкома, ведь, помимо борщевика, в Звенячах были и другие проблемы. Однако даже председатель облисполкома не смог помочь жителям агрогородка.
В 2012 году мы обратили внимание на состояние дороги в деревне Василинки Слуцкого района. Деревня расположена в 500 метрах от трассы Слуцк–Минск. И эти полкилометра – настоящее испытание для техники и водителей. Асфальт не ремонтировали пару десятков лет, на нем появились выбоины, проломы и ямы. По этой дороге ездят автолавки в деревню, машины скорой помощи, а также дети и внуки сельчан. Водители проложили временную дорогу по полю, однако в случае дождей ее размывает. «Наш Дом» занялся проблемой сельчан – нам удалось собрать 150 подписей под петицией о ремонте дороги. Они были отправлены заместителю председателя Слуцкого райисполкома, директору предприятия «Минскоблдорстрой» и местному депутату. Впрочем, вопрос о ремонте дороги так и остался нерешенным – все представители органов власти сказали, что это не в их компетенции.
В 2015 году мы рассказали о том, как власти наводят порядок в деревне, как решают проблемы социальных зданий, на содержание которых нет средств. Об этом рассказали жители деревни Омельно Рогачевского района. Там за несколько лето исчезли школа, баня, магазин – остался только клуб, но в нем располагается еще и фельдшерско-акушерский пункт. Важность его для деревни, население которой в основном живут пожилые люди, трудно переоценить. Исчезают в населенном пункте и частные дома: их закапывают или сжигают, здесь появляются свалки и места произрастания сорняков. При этом мнения самих жителей села о ликвидации зданий не спрашивают. А сами сельчане говорят, что чувствуют: от них и от самой деревни хотят как можно скорее избавиться. Похоже, что заботиться о благополучии жителей Омельно местным властям очень не охотно.
В 2016 году Ольга Карач в авторской колонке рассказала о работе программы по переселению людей из города в сельскую местность и отметила, что на протяжении 2016 года такой возможностью воспользовались всего 150 человек. Но при этом программа имеет ряд существенных недостатков. Например, для тех, кто переезжает на село, определяющим в вопросе переезда становится фактор предоставляемого жилья. Новоиспеченному сельчанину дают деревенский дом или коттедж – но не в собственность. Да и проблема занятости на селе остро стояла еще тогда, когда писался материал. И когда государство предложило отправлять туда безработных из города, это было самым провальным проектом – ведь повлекло бы за собой еще большую бедность сельского населения.
В июне 2017 года «Наш Дом» подготовил аналитику на тему возрождения беларусской деревни. В ней мы рассмотрели, какие ошибки допустило правительство при подготовке программы про возрождение села, а также то, какие действия нужно предпринимать для того, чтобы сохранить деревню. «Правильнее всего было бы сконцентрировать внимание на управлении теми городами и крупными сёлами, где есть сейчас какая-то экономическая активность. А для этого необходимы продуманные стратегии развития именно этих районов и локаций. И напротив: вложение денег в небольшие деревни закончится тем, что деньги-то будут освоены, но результат будет, как и при строительстве агрогородков. То есть средства потрачены огромные, а особого эффекта нет», – отмечено в тексте. В конце материала мы дали несколько советов касаемо того, как сделать сельские населенные пункты привлекательным местом:
«Ключевой момент – частная собственность на землю. Иначе говоря, чтобы вернуть людей в деревни – вернуть по их доброй воле – необходима земельная реформа. И только когда она будет проведена, можно говорить о будущем деревень. Государство должно стимулировать развитие в районных центрах не только малого и среднего бизнеса, как такового, но прежде всего – частного бизнеса по переработке сельхозпродукции. Его развитие автоматически вдохнёт жизнь в окрестные деревни – появится платежеспособный спрос на продукцию частных подворий, люди увидят, что на земле можно заработать. И что выгоднее работать на земле в деревне, чем «куковать» в уездном городке с неработающими предприятиями».
Материалы этой недели стали продолжением темы беларусской деревни в «Нашем Доме». Мы верим, что после ухода Лукашенко наши агрогородки приблизятся к деревням Польши и Германии, а люди будут стремиться жить и работать здесь, создавать семьи. Ведь жизнь в сельской местности будет не хуже, чем в городе, – так происходит в передовых странах. И хочется надеяться, что так же будет и у нас.