В последнее время активно идет обсуждение конституционного строительства в Беларуси. Диктатор, с треском проиграв выборы, заговорил про необходимость конституционной реформы. Но и демократические силы тоже активно обсуждают возможное будущее устройство новой поставторитарной Беларуси. Одни предлагают вернутся к первоначальной конституции 1994 года, еще не искалеченной поправками, внесенными Лукашенко, другие предлагают уже сейчас приступить к обсуждению и разработке проекта нового основного закона страны.
Несмотря на все попытки тирана исказить прошлое и изобразить себя человеком, с которого начинается беларусская государственность, история конституционализма в Беларуси насчитывает не одно столетие. Та ситуация правового дефолта, которая возникла в Беларуси в наше время, является скорее исключением, чем правилом в истории становления и развития отечественного права.
Еще на заре зарождения государственности на беларусских землях, наши предки жили на основе естественного неписанного права. Впервые его попытались обобщить и запиать во времена правления сына полоцкой княжны Рогнеды великого киевского князя Ярослава Мудрого. «Правда Ярослава» на долгие столетия стала основным писанным законом во всех восточнославянских, в том числе и беларусских, княжествах.
С момента вхождения беларусских земель в состав Великого Княжества Литовского сложились и новые условия для развития общества. Многие нормы права основанного на обычаях не могли охватить все правовые отношения, особенно новые, вновь возникающие с развитием государства. Это потребовало принятия новых сводов законов.
Так, в 1468 году в годы правления великого князя литовского Казимира Ягайловича был принят первый кодифицированный свод законов – Судебник. Главной особенностью Судебника было введение принципа индивидуальной ответственности. Ранее наказание мог нести не только сам преступник, но и его семья. По Судебнику наказывался только сам виновный.
Уже в XVI веке возникла дальнейшая потребность в систематизации существующего законодательства. В это время на беларусских землях появились первые прообразы современных конституций – Статуты Великого Княжества Литвовского. Первый Статут, состоящий из 13 разделов и 283 статей был издан в 1529 году. Данный правовой акт как и последовавшие за ним своды законов был написан на старобеларусском языке. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного, процессуального и основ конституционного права.
Второй Статут был издан в 1566 году. Он состоял уже из 367 статей. Согласно положениям Статута вводились принципы отделения суда от администрации, выборность судей, принцип гласности. При этом в Статуте 1566 года появилось норма, в соответствии с которой в случаях совершения особо тяжких преступлений необходимо было проводить государственное расследование. На любой стадии судебного разбирательства было возможно примирение сторон, предусматривалось участие адвокатов.
Третий Статут, самый обширный (488 статей), увидел свет в 1588 году. Этот правовой акт действовал на территории Великого Княжества Литовского дольше всего, то есть до полной его отмены российскими властями в 1840 году. Нормы Статута 1588 года были проникнуты идеей укрепления правового государства. Госорганы и чиновники были обязаны действовать только в соответствии с законом. Судиться по праву должны были, даже если феодал судил своего крестьянина.
Впервые на территории Восточной Европы Статут-1588 фактически ввёл принцип разделения властей (Великий князь — исполнительная, Трибунал ВКЛ и нижестоящие суды — судебная, Сейм — законодательная ветви власти).
Уже во вступлении к Статуту высказывалась мысль о необходимости ограничения власти монарха, что главный это закон, а не человек. О верховенстве права говорилось прямым текстом, что закон должен быть одинаков для всех. И даже сам Великий князь должен был судиться, опираясь на общие для всех нормы. Также князь не имел права изменять, отменять или дополнять положения Статута — такие решения могли быть приняты только на сойме, то есть парламентом.
Статут имел первостепенное значение и был выше остальных актов. Так одним из пунктов свода законов запрещалось издавать привилеи или другие указы, которые противоречили бы Статуту. Также Статут 1588 года декларировал свободу вероисповедания, свободу выехать за границу, свободу заключать брак по собственному желанию. В документе не раз делался акцент на право каждого владеть своей землей и собственностью.
Следует сказать, что статуты оставили большой след в истории беларусского права и конституционного строительства. Статуты ВКЛ даже упоминались в преамбуле проекта Конституции Республики Беларусь 1994 года, но при окончательном утверждении осталась лишь отсылка на многовековые традиции беларусской государственности. Не менее важными в правовом отношении были и нормы так называемого Магдебурского права, действовавшие на территории городов и гарантировавшие им право на самоуправление.
Несмотря на то, что статуты содержали множество норм из сферы конституционного права, эти правовые акты все же не были конституциями в классическом их понимании. Тем не менее беларусским землям удалось какое-то время пожить при первой конститции в Европе и второй в мире. Таковой была Конституция Речи Посполитой принятая 3 мая 1791 года.
Эта Конституция стала документом, отразившим в себе теорию общественного договора, народного суверенитета и идею разделения властей.
Согласно статье 5 Конституции 1791 года правительство должно было гарантировать, что «гражданская свобода и общественный порядок всегда будут находиться в равновесии». В этой же статье постулировалось, что «всякая власть в гражданском обществе должна происходить из воли людей». Текст Конституции был обращён к «гражданам», к числу которых теперь относились горожане и крестьяне.
Но срок жизни этой Конституции оказался недолгим. Вскоре и сама Речь Посполитая перестала существовать. Беларусские земли после трех разделов поледней вошли в состав Российской империи, где не было констиуции, а страна жила по указам и приказам императоров. Тем не менее идеи необходимсти добиться свободы гарнтированной конституционными нормами не оставляли умы многих наших соотечесвтенников. Восстания подымавшиеся на беларусских землях против царизма, в том числе ставили своей целью утверждения конституционного правового строя.
Первым прообразом Конституции в Российской империи стал Манифест 17 октября 1905 года, изданный императором Николаем II под влиянием событий первой российской революции. Манифест учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон, а также провозглашал политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности.
Первая же попытка принять собственно беларусскую конституцию случилась после провозглашения независимости первого национального государства беларусов – Беларусской Народной Республики.
Хотя БНР фактически просуществовала менее года, 11 октября 1918 года была введена Временная Конституция БНР. В этой Конституции было прописано, что вся власть в Беларуси принадлежит беларусскому народу и другим народам, проживающим на нашей территории. Для решения проблем управления страной Временная Конституция требовала созвать Уставной Сойм, а до его созыва власть временно находилась в руках Рады БНР и Народного Секретариата. При этом был реализован принцип разделения властей — Рада представляла собой временную законодательную власть, а Народный Секретариат — временную исполнительную. В Конституции подробно описывалась система государственных органов и избирательное право.
Конституционными актами стоит считать также и уставные Грамоты БНР. Именно этими документами были объявлены основные принципы беларусского государства, права и свободы граждан. Так Беларусская Народная Республика создавалась суверенной и независимой на всех землях, где количественное превосходство имел беларусский народ. Всем жителям БНР гарантировалась основные гражданские свободы: свобода слова, печати, собраний, союзов, свобода совести, а также неприкосновенность личности и помещения. Национальным меньшинствам гарантировалось право для самореализации вплоть до автономии в составе БНР.
1 января 1919 года большевики объявили Советскую Социалистическую Республику Белоруссию (ССРБ). Конституция ССРБ была принята 3 февраля 1919 года и была практически идентичной Конституции РСФСР 1918 года. Конституция ССРБ устанавливала в Беларуси власть Советов. Эти Советы были не постоянным органом, а созывались не реже, чем раз в два года. Все же остальное время страной руководил Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который являлся «законодательным, распорядительным и контролирующим органом ССРБ». То есть по сути в этой первой советской Конституции принцип разделения властей не был реализован. К тому же основной закон ССРБ объявлял диктатуру пролетариата.
Всего через несколько лет Беларуси понадобилась новая Конституция, которая была принята в 1927 году. В ней утверждалось вступление БССР в Союз Советских Социалистических Республик (СССР), и в связи с этим значительную часть своих полномочий БССР передал СССР. Теперь именно в Москве решались все вопросы международной политики, вопросы войны и мира, внешней границы и внутренних границ между республиками, устанавливались общие экономические планы и стратегии экономического развития, в центре распределялся бюджет между всеми республиками и еще многое другое. Во всех этих вопросах Беларусь больше не была самостоятельной.
Из интересного стоит отметить,что Конституция 1927 года, устанавливая равноправие всех народов, проживающих в Беларуси, гарантировала каждому доступ к школьному образованию на его родном языке. Равноправными считались беларусский, русский, еврейский и польский языки, а все законы должны были публиковать на всех четырех.
При этом именно беларусский язык избирался как «преимущественный для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями».
Эта редакция Конституции продержалась также не долго — уже 19 февраля 1937 года принят новый основной закон БССР. Сделали это вслед за принятием новой “сталинской” Конституции СССР. Несмотря на то, что в этой конституции были прописаны многие права и свободы граждан на практике они не соблюдались. Позже в 1978 году Конституцию БССР снова переписали, опять вслед за Конституцией СССР. В целом эта Конституция осталась до самого конца СССР, пока Беларусь не заявила о своем государственном суверенитете и не вышла из состава Союза.
После выхода из СССР уже независимой и суверенной Беларуси потребовалась своя новая Конституция. Проект нового основного закона стали разрабатывать в 1991 году, но процесс явно затянулся, и Конституция Республики Беларусь была принята только 15 марта 1994 года.
Таким образом, история конституционного развития Беларуси имеет глубокую историю. Многие принципы демократического устройства государства, разделения властей, народного суверенитета, гарантии прав и свобод граждан, нашедшие отражение в Конституции 1994 года возникли в Беларуси задолго до того и действовали во многих предшествовавших правовых актах, которые можно считать конституционными.