Европейский Союз запрещает «Белавиа» летать на своей территории, Киев остановит авиасообщение с Минском, а Литва отказалась принимать самолеты, пересекшие границу Беларуси. Все это – последствия захвата и угона самолета Ryanair, следовавшего маршрутом Афины – Вильнюс 23 мая, с Романом Протасевичем на борту. Однако и раньше в истории Беларуси были подобные ситуации.
Расстрел воздушного шара
Как сообщили представители военно-воздушных сил, после сообщения об уничтожении объекта из части вылетел вертолет Ми-24. Он обнаружил один из шаров, попытался связаться с пассажирами, однако на радиозапросы и попытки визуального контакта реакции не последовало. В итоге шар расстреляли с расстояния 100 метров. На земле поисковая бригада нашла остатки воздушного шара и два мужских трупа – это были члены экипажа аэростата, американцы Алан Бернард Френкель и Джон Стюарт.
Тогдашний начальник отдела оперативного реагирования Совета безопасности Юрий Сиваков утверждал, что граждане США умерли еще до того как их расстреляли. Он заявил, что они могли погибнуть от нехватки кислорода на большой высоте. Однако другие специалисты опровергли это, сказав, что на землю экипаж шара падал еще живым. Другие специалисты не исключали, что американские воздухоплаватели действительно могли быть без сознания, но к земле летели все же живыми. Еще два шара сели на землю под Малоритой и Зельвой. Экипажи были оштрафованы за въезд в Беларусь без визы, а затем освобождены.
Более суток Беларусь не давала никаких комментариев. Лишь во второй половине следующего дня посольство США узнало о происшествии недалеко от Березы. В Министерстве обороны и КГБ заявили, что шар перепутали с метеорологическим зондом. В Госпогранкомитете отметили, что письмо от организаторов Кубка Гордона Беннета и впрямь поступало. Лукашенко же принес извинения президенту США Биллу Клинтону и подписал распоряжение о расследовании трагического инцидента. Доложить о его результатах ответственные должны были до 1 октября, однако этого не произошло. Тогда Лукашенко заявил, что военные действовали в рамках закона и не должны нести за это ответственности. Членам экипажа вертолета, который расстрелял американцев, подарили часы с гербом Беларуси и надписью «За бдительность».
Задержание народного депутата Верховной рады в аэропорту Минска
Александр Бригинец активно участвовал в событиях осени 2013 – зимы 2014 годов в Украине. Во время задержания в аэропорту Минска он узнал, что является персоной нон грата в Беларуси. Заявление беларусов удивило народного депутата: он всегда поддерживал Беларусь и, в частности, заявления беларусского руководства. Однако после этих событий Бригинец сделал вывод, что в нашей стране не существует независимой политики, а ее верхушка выполняет приказы России.
В аэропорту Александр Бригинец провел целую ночь, успел встретиться с украинским консулом. Оказалось, беларусская власть конфисковала у народного депутата дипломатический паспорт и не предоставила оснований. Утром 17 июля 2014 года Александр Бригинец был депортирован в Киев со словами, что приедет в Беларусь только после падения режима Путина. Украинское правительство в связи с задержанием в аэропорту народного депутата направило Беларуси ноту протеста.
Разворот самолета «Белавиа»
По соцсетям начали распространяться слухи. Обнаружилось, что на рабочих местах нет директоров всех четырех беларусских сахарных заводов. В доме и кабинете одного из них прошли обыски, а на предприятиях оказались задержаны еще несколько человек из руководящего состава.
Лишь 4 февраля стало известно, что причиной разворота самолета было нахождение на нем гендиректоров нескольких сахарных заводов Беларуси. И лайнер вернулся в Гродно по приказу Лукашенко. «Сказал: всех под метлу в камеру. Всех. Даже вот самолет, нельзя было раньше задержать одного из деятелей. Вернуть сказал самолет из Западной Европы, посадить и вынуть их оттуда», – вспоминал он. А затем объяснил: ему доложили о схеме торговли сахаром по завышенной цене в России, часть денег от чего возвращалась в Беларусь взятками директорам сахарных заводов. Фигуранты, как сказал Лукашенко, во всем сознались.
Эксперты в сфере авиации пояснили: разворачивать самолеты допустимо в оперативных целях. Ведь если человек сойдет с трапа в другой стране, нужна будет долгая процедура его экстрадиции. Видимо, в случае с задержанием директоров сахарных заводов нужно было быстро посадить их в тюрьму, ведь в экстрадиции Германия, куда они направлялись, могла отказать.
К слову, даже спустя год неизвестно, кого именно сняли с борта самолета «Белавиа». Расследование все еще идет: по нему проходят директоры четырех сахарных заводов Беларуси, несколько бизнесменов и полковник милиции, бывший начальник 2-го управления ГУБОПиК МВД Владимир Тихиня.
Уничтожение гелиевых шаров
По сообщениям Министерства обороны, «дежурными силами ВВС и войск ПВО была пресечена провокация со стороны Литовской Республики в районе Волковщина Ошмянского района. С сопредельной территории был запущен зонд из восьми воздушных шаров с антигосударственной символикой». Уничтожать шары вылетел вертолет Ми-24. Полет шаров был прекращен без применения оружия, как сообщили в Министерстве обороны.
Исполняющий обязанности заместителя командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны полковник Олег Орлов заявил, что данный факт расценивается как провокация со стороны Литвы, а обычные гелиевые шары могут быть опасны для гражданских судов. «Действия наших летчиков расцениваю как абсолютно соответствующие нашему и международному законодательству. Наши летчики действовали в воздушном пространстве нашего государства, это зафиксировано материалами объективного контроля», – подчеркнул он.Военное ведомство направило ноту протеста литовской стороне.
Однако литовцы тоже ответили нотой протеста. Министр иностранных дел пояснил, что во время военной операции по уничтожению шаров вертолет пересек границу с Литвой. Минск призвали к выяснению обстоятельств инцидента и недопущению повторения подобных нарушений.
Мы понимаем, что для успешного разрешения сложившейся ситуации нужно только одно — уход нелегитимного Лукашенко. Именно это событие вновь вернет в беларусское небо самолеты, которые смогут безопасно летать, не опасаясь быть сбитыми или захваченными террористической властью.