11 октября первый энергоблок Белорусской АЭС вышел на минимально контролируемый уровень мощности. Это означает, что в активной зоне реактора началась самоподдерживающаяся управляемая ядерная реакция, сообщает пресс-служба корпорации «Росатом», которая строит АЭС в Островце.
Что это значит для нашей страны? Что А.Г.Лукашенко все-таки добился своей цели и построил в нашей стране “бомбу замедленного действия”!
В штатном режиме АЭС является абсолютно безопасной, но аварийные ситуации с выбросами радиации оказывают губительное влияние на экологию и здоровье населения.
В истории атомной энергетики трагедии неизбежны и абсолютно схожи: человеческий фактор, невнимательность, отказ оборудования, стечение обстоятельств могут привести к аварии с человеческими жертвами.
БелАЭС на сегодня является угрозой не только для Беларуси: это не разовые проблемы со строительством или политический конфликт с Литвой. Это настоящая борьба за право народа выбирать жизнь в безопасности.
Вся белорусская общественность вместе с странами-соседями обеспокоены происходящим,так как Беларусской АЭС в Островце выдали разрешение на пуск реакторной установки первого энергоблока. Опыт Чернобыля, судя по всему, никого не научил.
Но мы, МЦГИ «Наш Дом» не против энергии, мы против той энергии, в которой никто не нуждается. Желание одного человека не равно желание народа, не равно безопасность народа.
Нам никто до сих пор не отвечает на вопрос: где будут захоронены отходы? Что важно и от чего зависят жизни многих людей!
Ввод в эксплуатацию БелАЭС откладывается до 2022 года. Заметим, ранее планировалось, что АЭС заработает в этом году к 7 ноября. А еще ранее — к 2019 году.
При этом на фоне явных проблем с реализацией самой электроэнергии и проблем, которые могут возникнуть при ее эксплуатации, мы иногда забываем о том фантастическом кредите за строительство БелАЭС, который придется выплачивать нашим потомкам.
На эти цели Россия выдала Беларуси кредит размером до 10 млрд долларов. Средства предоставлены для финансирования 90% стоимости работ по генеральному контракту на строительство АЭС. Еще 10% оплачивает белорусская сторона. На 50% суммы каждой использованной части кредита должны были начисляться проценты по ставке 5,23% годовых.
Особенно активно против строительства БелАЭС всегда выступала литовская сторона. Профессор Томас Янелюнас из Института международных отношений и политологии Вильнюсского университета о реакции общественности на строительство Островецкой АЭС:
«Общество реагирует на то, что видит в СМИ, какая информация есть в открытом доступе. Я бы сказал, что эта реакция вполне адекватна, потому что, по сути, позиция экспертов также доминирует в том, что на данном этапе практически невозможно остановить начало работы БелАЭС, независимо от того, какие политические решения принимаются».
Томас Янелюнас считает, что усилия консерваторов по постоянному обострению проблемы Островецкой АЭС, пикетированию против попадания белорусской электроэнергии в Литву и критике позиции министра энергетики Жигимантаса Вайчюнаса в переговорах между странами Балтии являютсяв том числе и политическими действиями.
По словам социолога Раса Алишаускене, руководитель Baltijos tyrimai, литовцы адекватно оценивают политический вес своей страны в данной ситуации:
«Беларусь для нас не самая дружелюбная страна. Тем более, что объект уже построен и белорусские экономические и все другие интересы будут управлять электростанцией. Литва не может диктовать условия».
Тем не менее, страны Балтии договорились прекратить покупки электроэнергии у Беларуси после запуска АЭС в Островце. Определенно на это решение повлиял и политический кризис в Беларуси. Но не стоит забывать о том, что любые политические кризисы когда-нибудь заканчиваются, а жить рядом с “атомной бомбой”, возможно, придется не один десяток лет.
Стройка БелАЭС систематически становится поводом для негодования мировой общественности: независимые источники и расследования белорусских журналистов, литовская пресса регулярно пишет о ненадлежащем качестве строительства АЭС, отсутствии лицензий у подрядных организаций, плохих условиях содержания рабочих.
МЦГИ «Наш Дом» регулярно выступал с заявлениями о прекращении строительства не безопасной для Беларуси и мирового сообщества БелАЭС. Катастрофы, связанные с атомной энергией, лишь подчеркивают необходимость избирательно подходить к выбору рабочих и строительства в целом. На данный момент запуск работы АЭС уже зафиксирован, но мы не теряем надежды, что этому процессу может быть дан обратный ход. В угоду своим интересам А.Г.Лукашенко посчитал возможным продать очередной раз свою страну и подвергнуть риску жизнь народа. “Наш Дом” уверен, что при смене власти данная ситуация может быть урегулирована как раз-таки в интересах гражданского общества Беларуси.