Две недели назад руководитель «Нашего Дома» Ольга Карач разослала обращения с требованием дать пояснения по ситуации с похищениями людей неизвестными в штатском в 165 структур МВД. Некоторые ответы уже получены, в большинстве своём это отписки, но есть среди них и весьма любопытные примеры, о которых мы расскажем в нашем материале.

Напомним, что ситуация, с которой Ольга Карач обратилась в структуры МВД приняла массовый характер во время предвыборной президентской гонки (точнее сказать, охоты) 2020.

Десятки людей, среди которых члены инициативных групп, подписанты за выдвижение кандидатов в президенты, участники мирных акций, прохожие и люди из очередей, брутально задерживаются неизвестными в штатском. Их кидают в автозаки или транспорт без опознавательных знаков и увозят в неизвестном направлении. Кого-то отпускают, кто-то оказывается в суде, итогом которого становятся штраф или «сутки».

Таким образом, суть обращения Ольги Карач: как отличить сотрудника милиции от маньяка, когда не представляющийся человек в гражданской одежде, который хватает и тащит тебя в неизвестном направлении, может оказаться и тем, и другим?

Территориальные органы внутренних дел подошли к проблеме креативно. Большинство полученных ответов было составлено по принципу, вероятно, самой любимой беларускими чиновниками игры футбол. То есть, обращение, как мяч, начинало футболиться в другие структуры «по компетенции» (например, из УВД Витебского облисполкома далее по инстанциям).

В иных случаях составители ответов не утруждали себя сложными комбинациями, и сразу прекращали переписку, указывая, что обращение оставлено без рассмотрения по существу, поскольку… не содержит сути обращения (ответ из УВД Могилёвского облисполкома).

Теперь об интересном.

Чуть более содержательный, чем отписка, ответ был получен из УВД Гродненского облисполкома. В нём было указано, что основания и порядок задержания граждан определён действующим законодательством (уголовным и административным кодексами). Ниже справка курсивом – статья 34 УК (необходимая оборона).

Действительно, по закону мы имеем право на защиту от общественно опасных посягательств. Но принципиально важен здесь другой вопрос: как защититься от посягательства и не стать фигурантом по статье о насилии в отношении сотрудника милиции при исполнении?

Вновь напомним: нужно обладать какими-то экстрасенсорными способностями, чтобы отличить сотрудников в штатском, которые не представляются и не предъявляют документы, от преступников, которые хотят посягнуть на вашу жизнь.

Однако, как показывает практика беларуских судов, доказать, что ты не экстрасенс на заседаниях – весьма затруднительно. Как правило, все аргументы обвиняемого (человека, которого задержали) нивелируются убеждением судьи, что обвиняемый пытается уйти от ответственности. Вместе с тем, показаниям сотрудников милиции у суда нет оснований не доверять…

Получается дилемма. Пояснений по ней гродненская милиция нам не дала.

Относительно развёрнутый ответ мы получили от главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД. Резюмируем полученную информацию:

Сотрудники милиции, как правило, и в соответствии с ведомственными нормативными актами, несут службу в форменной одежде. Исключение составляет выполнение особых задач.

МВД не поясняет, что подразумевается под особыми задачами. В представлении обывателя это могут быть спецоперации по поимке опасных преступников, разгон очереди перед магазином в такую парадигму никак не укладывается.

Согласно статье 23 Закона об ОВД сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. В случае необходимости незамедлительного пресечения сотрудником правонарушений, задержания лиц, их совершивших, а также пытающихся скрыться, ведомственное требование представляться гражданам и предъявлять им служебное удостоверение не распространяется.

«Нашему Дому» известно о множестве случаев, когда граждане, не понимающие, что от них хотят и в чём их подозревают, справлялись у неизвестных лиц, которые задерживали их, о документах и просили представиться. Эти люди никуда не бежали и не пытались скрыться, т.е. критерий необходимости незамедлительного реагирования отпадает. Однако и в таких случаях ответа согласно требованиям законодательства не следовало (так, например, неизвестное лицо, которое намеревалось затащить активистку «Нашего Дома» в синий бус, на просьбу представиться ответило: «Гражданин Республики Беларусь»).

Как вам такое, Юрий Караев?

Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников ОВД, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Пункт, в который, казалось бы, большинство беларусов давно не верит, ведь, как сказал один классик: «Какие законы, вы в Беларуси!».

Теперь серьёзно. Согласно имеющемуся у НД инсайду, обжалование неправомерных действий сотрудников милиции в прокуратуру действительно имеет эффект. Даже если на обращение будет получена формальная отписка, меры реагирования в отношении сотрудников-нарушителей всё же предпринимаются. Вероятно, именно по этой причине они стараются сделать всё возможное, чтобы остаться инкогнито. Ведь чьи действия человек будет обжаловать, если его задерживало (похищало) неизвестное лицо?

Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам. Вместе с тем необходимо учитывать, что невыполнение законных требований сотрудника ОВД, другие действия, препятствующие выполнению возложенных задач, посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество сотрудника ОВД, а также совершение указанных действий в отношении его близких в связи с исполнением сотрудником служебных обязанностей влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Этот пункт идеально дополняет «справку» из гродненского УВД.

Вы можете обратиться за помощью к милиции, если у вас проблемы, но если вы не выполните «законные требования» – проблем станет ещё больше.

Именно такая ситуация произошла на днях с членом инициативной группы Светланы Тихановской, жителем Мостов Александром Мелюком. Когда мужчина шёл по улице с ребёнком, к нему пристал неизвестный, требовал отдать какой-то долг. Александр обратился за помощью к милиции – и стал фигурантом дела о «мелком хулиганстве», вместе с нападавшим…

***

Полученные ответы так и не прояснили суть поставленного Ольгой Карач вопроса. Дадут ли новые больше информации или компетенция МВД исчерпана тем, что мы обозрели выше? Мы обязательно расскажем вам об этом.

«Наш Дом»

Exit mobile version