Николай Петрушенко и Валерий Щукин в день вынесения судом Гродненского района (16 февраля) обвинительного приговора милицейскому майору Линкусу сделали запись в Книге замечаний и предложений.
Запись о попрании постовыми милиционерами Кондрусевичем и Смоляром процессуального закона. Данные сотрудники, бросив пост, ворвались до начала судебного процесса в зал суда, напали на журналистку Татьяну Бубликову и попытались отобрать фотоаппарат. Автор данного материала, совместно с Николаем Петрушенко, противоправные действия зарвавшихся сотрудников пресекли (выставили их из зала).
Избиение женщины в суде Гродненского района мы предотвратили. К сожалению, в июне 2011 года, когда главный Гродненский охранник Линкус занимался мордобоем в Щучине, правозащитников рядом не оказалось. Остановить милицейского преступника районном отделе Департамента охраны было некому.
Как известно, де-факто, белорусский суд подчинён МВД. Начальствующие над судом охранники, доставили под конвоем в зал суда председательствующую на процессе и заставили её произнести вслух распоряжение: журналистке покинуть зал до начала процесса.
Законопослушной Тане Бубликовой данное незаконное распоряжение судьи пришлось выполнить.
Ответ, председателя суда Гродненского района И. Лойша наводит на весьма грустные размышления о компетентности данного руководителя. В частности председатель ссылается на инструкцию «Об особых обязанностях постового милиционера по охране суда Гродненского района» и заявляет (полагаю инструкция подписана им), что запрещает постовому милиционеру пропускать в здание суда лиц с видео, фото аппаратурой и другими записывающими устройствами без разрешения председателя суда или его заместителей.
Другие записывающие устройство это журналистские диктофоны.
В каком объёме председатель суда Гродненского района знаком с Уголовно-процессуальным кодексом сказать трудно. Во всяком случае статью 287 УПК он не знает. В ней записано чётко и понятно: Присутствующие в открытом судебном заседании вправе вести письменную и магнитофонную запись. Закон не наделяет правом требовать получение разрешения на аудиозапись ни председателя суда, ни его заместителей.
Иначе говоря требование председателя спрашивать у него разрешение незаконно.
Кстати о заместителях. На сайте Гродненского облисполкома опубликован состав суда Гродненского района. Так вот, по штату заместителя у Лойши нет. Даже одного, а он в инструкции устанавливает обязанность испрашивать разрешения у своих заместителей.
Интересно, сколько у этого председателя заместителей, когда всего-то судей четверо. Очень похоже, что у Игоря Лойши мания величия.
Как это председатель без заместителей. Не солидно…
Да, действительно, статья 287 УПК устанавливает порядок, проведения в судебном заседании фото,-кино съёмки и видео записи с разрешения председательствующего и с согласия сторон. Однако во время судебного заседания ни фотографы, ни видео операторы съёмок не вели. Хозяева суда, (милицейские охранники) ворвались в зал до начала процесса.
Стороны (обвиняемый, потерпевший, их адвокаты, прокурор) против фотографирования не возражали.
В своём ответе Лойша указывает, что о наличии фотоаппарата и возможности проведения съёмки ни председатель суда, ни председательствующий по делу уведомлены не были.
Так ведь Закон говорит не об уведомлении, а получении разрешения председательствующего по делу, а не председателя суда. Игорь Лойша, видимо, не знает, что для получения разрешения надо в заявить ходатайство. И ни в кабинете председателя или судьи, а в судебном заседании. Однако судья Светлана Долгошей изгнав из зала суда Татьяну Бубликову, лишила стороны и журналистов возможности заявить данное ходатайство.
Помимо всего прочего инструкция Лойши в части запрета на пропуск в здание суда без его разрешения лиц с видео, фото аппаратурой, не имеет юридической силы, поскольку введена с нарушением статьи 7 Конституции Беларуси. А именно, инструкция не опубликована или не доведена до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Во всяком случае на правовом портале инструкции Лойши автор найти не смог.
А посему лица, входящие в здание суда Гродненского района и зал судебного заседания имеют право данным документом не руководствоваться.
Валерий ЩУКИН, правозащитник ГК «Наш Дом»