Действительно, зачем? И нужны ли синагоги в Беларуси, где большая часть населения исповедует считает себя православными (по результатом опросов)? И при чем здесь Ошмяны? Здесь не все так просто, поэтому попробуем разобраться по порядку с этими вопросами.
Когда-то, в глубоком детстве, я с удовольствием слушала рассказы бабушки о ее детстве: как они жили в полесском местечке вместе с евреями, как бегали на речку с еврейскими детьми, как через разные жизненные ситуации учились культурам друг друга. В детстве все видится по-другому. Но тебе интересно: почему твой друг молится по-другому, ходит вместе с родителями в синагогу, а не в церковь, да и вообще, ест необычные блюда? Со временем ты понимаешь, что у них другая культура и другие обычаи, но он все равно – твой друг.
К счастью, часть еврейского населения вернулась, пережив ужасы войны, но время было непростое. А в последние десятилетия существования Советского Союза белорусским евреям (да, именно так!) представилась уникальная возможность уехать в Израиль, на далекую родину предков. Чем большая часть евреев и воспользовалась. Вот и получилось, что народ частично уехал, а в Беларуси, как память о них, осталось материальное воплощение еврейской культуры – синагоги. Ведь синагоги были для евреев не только место молитвы и собраний – вокруг них вертелась вся жизнь общины! А теперь в Беларуси осталось около 30 недействующих синагог, которые используются под различные хозяйственно-бытовые нужды: складские помещения, ремонтные мастерские и т.д. Это – в лучшем случае, а так – многие просто пустуют.
Ну, кажется, что ответ на вопрос – что же делать с этими синагогами, знает Белорусский комитет ICOMOS (отделение Международной организации по сохранению памятников и достопримечательных мест). Специалисты комитета решили не много не мало, а разработать «план спасения» белорусских синагог, взяв для примера недействующую синагогу в Ошмянах. Ошмяны были выбраны неслучайно, ведь это приграничный город, бывшее местечко с еврейским населением, которые не пережили Холокост. Градообразующий центр Ошмян – это «классический треугольник» церковь-костел-синагога, из граней которого недействующей является только синагога. Ее здание было передано Ошмянскому краеведческому музею им. Ф. Богушевича и использовалось как складское помещение.
Поэтому специалисты Белорусский комитет ICOMOS совместно с Европейским
— Театрализованное представление 25 сентября 2016 г. «Зондажи и миражи Ошмян», подготовленное в рамках проекта «Наследие и современность». В этом представлениями главными героями были жители Ошмян, которые представили свою историю на главной площади города. Интересно, что поиском этих историй занимались ошмянские школьники, а воплотить постановку «в жизнь» помогли сценаристы минских театров;
— Летний пленэр для учеников Кальчунской школы (возле Ошмян);
— Семинар в Вильнюсе для представителей исполнительной власти Гродненской области и Ошмянского района, а также активных представителей местного сообщества Ошмян;
— Два семинара в Ошмянах на базе краеведческого музея с участием литовских и местных экспертов и многое другое.
А 25 сентября 2018 г. состоялось завершающее мероприятие – в одном из залов Национального исторического музея Беларуси прошла презентация проекта «Разработка концепции восстановления здания бывшей Ошмянской синагоги с ориентацией на интересы местного сообщества». На этом мероприятии «главные герои» концепции поделились с присутствующими своими разработками, идеями и наблюдениями.
Первым взял слово председатель правления Белорусского комитета ICOMOS Степан Стурейко, который
К сожалению, недействующие синагоги Беларуси не попадают под государственные программы по восстановлению историко-культурного наследия, поэтому Белорусский комитет ICOMOS и разработал проект «по спасению» бывшей Ошмянской синагоги. И задачи у проекта следующие: проведение серии тренингов для лидеров местного сообщества, развитие навыков экспертов Белорусского комитета ICOMOS в сфере сообщество-ориентированной реставрации и представление данной концепции местным властям и потенциальным донорам. В ходе разработки концепции «вырисовались» и основные акторы (участники): эксперты, наследники и «отчужденцы», т.е. жители, воспринимающие синагогу, как что-то чуждое их культуре.
О практической части реализации проекта рассказал Игорь Раханский, руководитель проектного бюро Белорусского комитета ICOMOS. Он представил концепцию экспонирования исторического центра Ошмян, как музея под открытым небом.
- Проведение консервационных работ, не меняя планировочного решения здания бывшей синагоги. Планируется только «зашить» арон-кодеш («Святой Ковчег»), место для хранения свитков Торы, т.к. туда стали заглядывать туристы.
- Изменение изначальной функции здания – насыщение музейной экспозицией: иллюминация живописи (выполнение цветных миниатюр); «памятник неизвестным синагогам» – экспонирование «образов» утраченных синагог Беларуси, который планируется расположить на вертикальной поверхности бимы (кафедры); «рассказ» о жизни местечка Ошмяны 1920-х гг. XX века – экспозиция в центре.
- Реставрация живописи молельного зала (здесь нужна помощь государства);
- Оборудование смотровой площадки, в результате чего планируется сделать лестницу с улицы на второй этаж – в бывшее женское отделение (бабинец).
В конце своего выступления Игорь Раханский подчеркнул, что Белорусский комитет ICOMOS планирует все сделать быстро и эффективно, в то время как ОАО «Белреставрация» – дорого и долго.
Последним выступающим был Антон Астапович, председатель Республиканского совета ОО
Далее началась дискуссия с залом, где обсуждались вопросы об изменении восприятия синагоги только как части еврейского наследия. Опыт Ошмян, как типичного местечка с существующей когда-то синагогой – яркий пример того, как происходило взаимопроникновение культурных традиций, языков и даже религий. Поэтому стоит «перевести» Ошмянскую синагогу в разряд ошмянского культурного наследия, а остальные недействующие синагоги – в наше общее национальное достояние. Таким образом, каждый сможет принять посильное участие в их восстановлении.
Наталья Огорелышева,
менеджер по культурному наследию и туризму, активистка организации «Адлiга: Женщины за полную гражданскость»
Автор благодарит Белорусскийкомитет ИКОМОС за предоставленные материалы,а также Веронику Дорожко, автора лекции «Что такое еврейская жизнь, и как она развивалась в Беларуси» и Фредерика Драчинского, преподавателя Яд Вашем