10 июля состоялись масштабные дебаты с участием членов Европейского парламента, членов беларуских НГО, гражданского общества, медиа и бизнеса. От МЦГИ «Наш Дом» выступила Ольга Карач. Она озвучила цифры и факты о репрессиях на предвыборной гонке в нашей стране, которые руководитель Amnesty International по Беларуси Айша Джанг в своём выступлении назвала шокирующими. Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления Ольги Карач.
Запись стрима из Европарламента (на языке оригинала) доступна на канале «Наш Дом ТВ».
Сегодня Беларусь — это страна больших ожиданий и надежд, но также она является страной глубокой тревоги.
В настоящее время в Беларуси происходит «политическое цунами».
Политическая мобилизация нашего общества удивительна и невероятна.
С одной стороны, происходят все новые и новые жестокие репрессии — никогда прежде мы не видели такого уровня ужасающего насилия со стороны беларуских властей.
Согласно информации правозащитников «Нашего дома» с 1 мая было репрессировано 740 человек, в том числе 131 женщина.
Пытки, физическое насилие, похищение людей на улицах, угрозы увольнением с работы, изъятием детей.
Все репрессированные уже провели в совокупности около 2000 дней в местах лишения свободы, в том числе, 240 человек находятся в заключении 553 дня без какого-либо решения суда.
137 человек получило административные аресты.
613 человек получило административные штрафы.
32 человека сейчас лишены свободы по обвинению в совершении уголовных преступлений, в том числе Сергей Тихановский и Виктор Бабарико.
Многие эксперты говорят о повторении 2010 года с точки зрения подавления оппозиции, но на самом деле жестокость властей в этот раз превзошла 2010 год.
Кроме того, репрессии в 2020 году начались задолго до выборов.
Однако, несмотря на масштабы репрессий, масштабная мобилизация простых людей на всех уровнях, включая беларускую диаспору, и их быстрая политизация, удивляют и поражают. Люди выходили на улицы и стояли 5-8 часов, чтобы поставить свои подписи за альтернативных кандидатов — Светлану Тихановскую, Виктора Бабарико и Валерия Цепкало. Это очень впечатляет.
Люди не отступают.
Это что-то новое, что есть сейчас, но отсутствовало в 2010 году и когда-либо раньше.
Впервые в жизни мы наблюдаем, как беларусы самоорганизуются без лидеров.
Что беспокоит сейчас в Беларуси:
Появление на улицах городов мужчин криминального вида, похищающих мирных людей.
Непонятно, кому они подчинены и кто эти люди.
Сильные, накачанные мужчины без каких-либо служебных удостоверений похищают людей на улицах. Они передвигаются на автомобилях с одним и тем же регистрационным номером, что делает их идентификацию невозможной. Теперь силовики поступают в стиле Рамзана Кадырова, заставляя мирных демонстрантов после пыток просить прощения на камеру.
Лукашенко угрожает мирным демонстрантам расстрелами. Министр обороны Андрей Равков присоединился к этим угрозам, пообещав использовать силы военных для подавления мирных протестов в Беларуси.
Сам Лукашенко представляет собой очень серьезную угрозу для региональной безопасности и соседей Беларуси.
К вашему сведению, Белорусская АЭС – это очень опасный политический, экологический и экономический проект Лукашенко.
Наши рекомендации:
Нужно спасать Беларусь, а не Лукашенко!
Мы рекомендуем прекратить ходить по кругу и сосредоточиться на сохранении независимости Беларуси, а не пытаться спасти Лукашенко любой ценой, потому что именно его режим, его политические игры в интеграцию с Россией представляют серьезную угрозу независимости Беларуси как страны.
Мы рекомендуем ввести персональные санкции на въезд в ЕС для людей, причастных к фальсификациям выборов и репрессиям в Беларуси, а именно: для членов избирательных комиссий и сотрудников правоохранительных органов.
Важно сформировать критерии и держать открытым список попавших под санкции, чтобы на любом этапе была возможность идентифицировать людей, которые были вовлечены в репрессии и фальсификации.
Мы рекомендуем запретить ввоз в ЕС товаров, произведенных с нарушениями прав человека, в том числе, произведенных руками беларуских заключенных.
Мы просим вас бороться за свободу всех политзаключенных и всех незаконно осужденных.
В первую очередь, я говорю о детях-328.
Мы понимаем, что путь к демократии и уважению прав человека долог, но мы готовы идти по этому пути.