До того, как в канун новогодних празднований беларуская Фемида решила устроить правозащитнику Наталье Горячко собственный «праздник» длинной в 15 суток, она успела вновь побывать в славгородском общежитии №2 и записала ещё одну историю. О Чернобыле, крысах, и несбывшейся мечте о собственной квартире – в сегодняшнем материале.
Иду по тёмному коридору печально знаменитого общежития №2 по улице Рокоссовского города Славгорода. Дверь комнаты № 106 открыла симпатичная дама лет семидесяти с приятной улыбкой на лице.
«Дуся!» – представилась она.
Я вошла в помещение, именуемое блоком. В нос ударил запах застоявшейся сырости, плесени, гнили, покрывшей стены небольшого жилища. А жилище Дуси — Евдокии Яковлевны — состоит из двух комнаток и туалета. В уголочке дама соорудила себе кухонный стол с маленькой электроплиткой.
Евдокия Яковлевна Мельникова выросла в детском доме. Вышла замуж, родила пятерых детей, работала в колхозе. Жизнь прожила тяжёлую. Радовали и придавали сил дети.
И вдруг… взорвалась Чернобыльская АЭС.
Деревня Бобы, где проживала Евдокия Яковлевна, вошла в зону отселения.
Евдокия с мужем покинули деревню последними… Большинство их ровесников умерло от болезней, спровоцированных радиационным фоном. Молодёжь разъехалась. Жалко было родной дом, однако, жить в 15 километрах от цивилизации и людей становилось всё тяжелее и тяжелее. Да и домишко потихоньку разваливался.
И теперь деревни Бобы больше нет.
Как гражданам из зоны отселения, Евдокии Яковлевне и её супругу обязаны были дать квартиру. Однако в Славгороде об этом до сих пор никто не хочет вспоминать. А тогда, 11 лет тому назад, Владимир Даниленко, бывший тогда председателем районного исполкома Славгорода, им просто сказал, что квартир нет. Поживите, мол, немножко в общежитии, и в ближайшее время, получите свою законную квартиру.
Хотелось бы знать, какой временной интервал вкладывал в своё «немножко» Даниленко?
А затем его сменил Павел Найдён, еще позднее Константин Жигуцкий.
Умер, не дождавшись «немножко» своей квартиры супруг Евдокии…
А сама Евдокия Яковлевна до сих пор проживает в прогнившей и отсыревшей комнате общежития №2.
Детям Евдокия навязываться не хочет. Она вполне самостоятельная дама. И ей хотелось бы пожить в тишине и покое, как она это и заслужила, проработав почти всю свою жизнь.
Как я уже писала в предыдущей статье, самые прогнившие комнаты в общежитии №2 расположены на первом и третьем этаже. И в декабре из труб в туалете в комнате Евдокии полилась вода…
Лилась вода ночью, после полуночи и до семи утра. Видимо, когда все спали и не пользовались водой, напряжение от притока в трубах увеличивалось, а выхода ей не было. И вода начала искать пути самостоятельно.
Всю ночь Евдокия Яковлевна собирала тряпками воду, чтобы не промокли её коврики и не отсырела окончательно комната, разделённая пополам перегородкой. А потом, и вторую ночь собирала она воду с пола. И третью, и четвёртую…
Приходили из ЖКХ работники, говорили, что в упор воды не видят, и уходили.
Евдокия Яковлевна плакала от бессилия. Удивлялась, почему они ей не верят.
Тогда, вызывать помощь начали соседи.
Снова приехали работники, разворотили весь пол за унитазом, что-то вроде бы как бы делали. Заверили Евдокию Яковлевну, что всё в порядке, больше вода течь не будет, и удалились.
Евдокия обрадовалась! Наконец, она выспится! А не тут-то было. Ночью снова полилась вода.
Когда я в очередной раз пришла снимать на видео лужи в туалете Евдокии Яковлевны, она мне показала, как их комендант общежития Александр Гуторов борется с крысами. Подняла доски в коридоре. А там, в ямах, лежали кульки с отравой для крыс. И всё.
Соседи по коридору рассказывали, что они и Евдокия Яковлевна не один десяток вёдер воды вычерпывали из этих ям. Вроде бы как бы что-то уже сделали, и пока вода в них не стоит. Однако крысы продолжают смело шастать туда-сюда, доходя, порой, и до третьего этажа.
И снова Евдокия позвонила коменданту общежития Гуторову, сообщила, что вода в туалете снова течёт.
Как рассказала мне женщина, комендант пришёл к ней со своим сотрудником и начал её стращать. Смысл его угроз состоял в следующем: «Зачем ты всё жалуешься? Что тебе не сиделось в своём доме? Мы тебя возьмёт на учёт!» .
Вопрос к гражданину Гуторову, каким «учётом» он угрожал Евдокие Яковлевне?
Надо заметить, что Гуторов и сам давно пенсионер. Но устроился на многочисленные работы. Одновременно он является комендантом нескольких общежитий в Славгороде. Помимо этого, имеет должность в гостинице «Сож», в которой у него есть свой кабинет, где он постоянно и пребывает.
А теперь представьте пенсионера Гуторова, который «взвалил» на свои плечи несколько зарплат, и под их тяжестью не успевает выполнять свои обязанности.
После очередного моего посещения, к Евдокии Яковлевне вновь явились сотрудники ЖКХ и замазали цементом трещину в стене, общей с соседним помещением. То есть, замаскировали опасный дефект нарушения несущей конструкции.
А за капитальный ремонт за ноябрь 2017 Евдокия Яковлевна заплатила 3 рубля 38 копеек.
Если сложить всю сумму денег за будущий капитальный ремонт за 11 лет, прожитых «немножко» в этом общежитии, то хватило бы и на небольшой домик в близлежащей деревне. Однако чиновники постоянно обнадёживают даму, что она вот-вот получит свою законную квартиру.
У меня создалось впечатление, что чиновники Славгорода ждут, когда Евдокия Яковлевна последует за своим мужем. А там, как в той поговорке – «нет тела – нет дела». И квартирка Евдокии уйдёт по иному «целевому назначению»…
Активисты «Нашего Дома» обращаются в контролирующие органы с просьбой провести проверку состояния и пригодности к проживанию граждан в общежитии №2 по улице Рокоссовского города Славгорода. А также, сверить списки очередников на жильё по всем категориям остро нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, граждан льготных категорий и сирот.
Правозащитники «Нашего Дома» помогут составить необходимые документы и заявления для Евдокии Яковлевны Мельниковой, чтобы помочь ей получить законную отдельную квартиру, которую она ждёт уже более десятилетия.
Мы будем продолжать освещать проблемы граждан города Славгорода и иных малых городов Беларуси.
P.S. Надо заметить, что после того, как я сняла всё, что происходит у Евдокии Яковлевны в комнате, явились-таки сотрудники ЖКХ со сварочным оборудованием и начали чинить трубы по-настоящему.
Наталья Горячко,
правозащитник
а каменданта гнать о товсюда