Сегодня в Беларуси экономические реалии таковы, что часто даже для полноценной семьи завести детей — значит попасть в непростое финансовое положение. А для одинокой женщины дети и вовсе становятся своеобразным «билетом в бедность».
К тому же надо учитывать, что в Беларуси «женское лицо» у таких низкооплачиваемых бюджетных профессий, как врач/фельдшер/медсестра, учитель, почтальон, библиотекарь, официант, и ряд других. Ну а мать, уходящая в декретный отпуск, получает только 35% своего заработка, то есть в среднем чуть более 100 долларов в месяц. Даже если в семье есть работающий муж, обычно его доходов не хватает на содержание себя, супруги и ребёнка. Только если оба супруга работают, семья может жить, не скатываясь ниже порога бедности.
Сегодня в Беларуси сложилась уникальная ситуация. В Беларуси сегодня очень и очень часто бедные люди – это не алкоголики, бомжи, наркоманы и прочие маргиналы. Слишком уж часто ниже черты бедности опускаются люди, которые не просто имеют работу, но и выполняют её вполне добросовестно. Просто экономическая система в стране выстроена таким образом (по принципу квазисоциализма), что добросовестный труд совсем не гарантирует не то что богатства, но даже обеспеченной жизни. Причины тому – засилье чиновников и доминирование вертикали власти, негативное отношение к предпринимательству, отсутствие социальных лифтов, общая убыточность большинства промышленных предприятий (особенно в провинции) и всего сельского хозяйства.
При этом на белорусских предприятиях очень быстро растет просроченная задолженность по заработной плате. Об этом говорят официальные данные Белстата.
Статистика подтверждает: чаще всего за чертой бедности оказываются семьи, в которых воспитываются дети. Но ведь полная семья есть не всегда. Сегодня каждого четвертого ребенка в Беларуси воспитывает мать-одиночка. Причём в Беларуси количество разведённых семей достигает 50%, а среди молодых семей эта цифра доходит до 70%.
На периферии, в провинции, в дотационных регионах, — всё ещё хуже. Там женщины среднего возраста и с детьми практически неизбежно попадают в то, что социологи называют «ловушка бедности». Такая женщина может рассчитывать только на низкий доход, обычно на грани прожиточного минимума (а то и ниже). Чтобы повысить доход, ей нужно или поднять свою квалификацию, или получить новую профессию, отучившись на специальных курсах, или переехать в другой регион. А чаще всего – сделать и то, и другое.
Но в нашем примере это обычно оказывается невозможно. Если есть дети, сменить место жительства оказывается слишком дорого. Пойти учиться тоже сложно. Курсы, на которых можно получить востребованную профессию, сосредоточены в столице и крупных городах. Да и на учебу нужны деньги. Но денег нет, что есть — уходят на детей. И такая женщина, даже желая развиваться, не может это сделать. Она снова идёт на свою низкооплачиваемую работу, потому что учёба и работа если и будут, то когда-то там, а дети хотят есть уже сегодня. Замкнутый круг. Не случайно же из деревень и небольших городков в столицу быстрее всего бегут молодые девушки — они видят эту ловушку и не хотят в неё попасть.
Мы видим, что есть проблема, и мы видим, что государство устраняется от её решения. По мнению чиновников, если есть прожиточный минимум — то уже всё хорошо. Но мы в «Нашем Доме» так не считаем. По моему мнению, любая женщина должна иметь возможность улучшить своё материальное положение без ущерба для семьи и детей.
Что делает государство в ситуации, когда женщина с ребенком или детьми попала в беду?
Наше государство просто отбирает детей и ставит матерей на своеобразный «счетчик» — это обязанности по возмещению государственных расходов. По своей сути – ежемесячный налог. Попасть в беду может абсолютно любой человек (потеряла работу, рассталась с мужем, муж умер и т.д.), но белорусское государство в этой ситуации не только укладывает женщину в гроб, но еще и прыгает на нем, забивая гвозди.
Вместо того, чтобы помогать семье встать на ноги, чиновники делают все, чтобы затоптать женщин с детьми, попавших в сложную экономическую ситуацию или отстаивающих свои права.
Сегодняшние законы таковы, что отобрать любого ребенка можно у абсолютно любой женщины. И это то, что точно нужно изменить.
Мы должны защитить детство своих детей и их право жить в любящей и любимой семье, а не в приюте.
Ольга Карач,
«Наш Дом»