11 октября завершилась самая неинтересная в истории Беларуси президентская кампания.
Своими впечатлениями от прошедших выборов с «Нашим Домом» поделились несостоявшийся кандидат в президенты на выборах 2010 года, первый заместитель председателя Белорусской партии «Зеленые» Юрий Глушаков и лидер гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач.
— Экономическая часть программы у всех кандидатов в президенты практически совпадала. Даже «непримиримые» оппоненты — Татьяна Короткевич и Александр Лукашенко — говорили об одном: об углублении рыночных реформ, привлечении иностранных инвестиций. Такое совпадение не является случайным: в нынешней геополитической ситуации политику в Беларуси определяют не взгляды или желания отдельных политиков, какими бы могущественными и независимыми они ни казались, а интересы глобальных экономических игроков и крупного капитала.
Многие в Беларуси ожидали от этих выборов большего. Электорат действующего президента надеялся на развернутую социальную программу. Сторонники оппозиции возлагали надежды на единого кандидата, а после провала проекта — на активные уличные протесты, которые также не оправдались.
В чем причина происшедшего? А все в том же – глобальные экономические интересы сегодня определяют экономическую ситуацию. Беларусь становится площадкой в геополитический игре.
Именно по этой причине оппозиция не получила установку на единого кандидата. Ставку сделали на «конструктивную» оппозицию, которую представляла Татьяна Короткевич. Надо сказать, что сам имидж женщины-кандидата был очень выигрышным, но едва ли он был использован на все 100 процентов. В силу этого с повестки дня снят вопрос об активных протестах в день голосования.
А вскоре случилось очередное белорусское «чудо». Руководство Беларуси фактически отказалось от размещения российской авиационной базы, а политики ЕС – приостановили санкции в отношении Беларуси. Кажется, в этой схеме все очевидно.
— Каким вы представляете будущее Беларуси после выборов?
— Не открою большую истину, если скажу, что радужные перспективы нас не ожидают. Прежде всего, пессимизм вызывает ситуация в экономике, особенно белорусов беспокоит тенденция к урезанию заработной платы, сокращению рабочих мест. Политика «социального обрезания», изначально навязанная внешними кредиторами, ныне находит полное понимание в структурах белорусской власти. Нас всех ожидает жестокий социальный стресс.
Усиливающаяся эксплуатация человека будет сопровождаться беспрецедентным давлением на окружающую среду. Продолжается строительство Белорусской АЭС, ведется хищническая вырубка лесных угодий, города в результате уплотнительной застройки становятся все менее пригодными для здоровой жизни.
— А как Ольга Карач представляет себе экономические перспективы страны в свете очередной «элегантной победы»?
— В ближайшее время можно говорить лишь о консервации нынешней социально-экономической модели под лозунгом «терпеть лишения, потому что идут реформы». На самом деле структурных реформ не ждите. Во-первых, нет политической воли их проводить: структурные реформы – дело непростое и довольно болезненное, и не только для людей, но и для правительства. Во-вторых, самое сложное во всех структурных реформах – это переходный период. Всем понятно, куда нужно прийти, но никто не знает, как добраться до конечной станции.
Возьмем, например, сферу ЖКХ. Сегодня мы оплачиваем «капитальный ремонт» за себя и за соседа, причем за соседа — намного больше. Капремонт сегодня делается по распределительной системе: собрали со всех, отдали тому, кому он нужнее или кто громче требует. Если же мы говорим про структурную реформу, то каждый дом должен собирать деньги на капитальный ремонт для себя – нужно создавать накопительную систему.
Отличная идея, но создавать накопительную систему нужно с нуля. А жилищный фонд Беларуси не самый новый, ремонты нужны уже сегодня, а не через 40 лет. Во-вторых, население вполне справедливо возмутится: а за что мы платили последние 20 лет? Где наши деньги?