Когда я стану старой теткой

И стервой злой наверняка,

В кошмарных спущенных колготках,

К тому же чокнутой слегка…


Инесса Белобородько, поэтесса

unnamed

    Я – из того поколения женщин, кого иронично, но чаще презрительно называют «тетками». По-научному – «промежуточным поколением» или «молодыми пожилыми». Часто это уставшие, махнувшие на себя и свое здоровье женщины, с мешками под глазами, и эти «мешки» уже не замазать никаким «тональником». Женщины, которые украдкой рассматривают гламурные журналы с гламурными красавицами столиц мира, но стараются поменьше смотреть в зеркало на свое отражение.

    Никто не хочет быть старым, некрасивым и больным. Мы, тетки, тоже не хотим. Мы живем в маленьких городках, которые (опять-таки по-научному) называются моно-городами, мы растим детей в «поясе бедности», и бежать нам отсюда, по сути, некуда. Мы зажаты между двумя-тремя поколениями родных, каждому из которых нужна забота, опека, а значит – наше время. Ученые даже придумали термин для таких, как я: «сэндвич-поколение». Поколение, намертво зажатое между другими поколениями.

  Елена Здравомыслова, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, изучающая нас, теток, так себе объясняет феномен женщин «сэндвич-поколения»: «у нее и дети, может, еще не совсем выросли, еще требуют родительской заботы, а с другой стороны, она сама еще работает, а с третьей стороны у нее начали сдавать родители, которые нуждаются в ежедневной заботе. А порой им необходим интенсивный постоянный уход. Это и финансовая нагрузка на семью, и необходимость душевного и физического труда. Огромный “комплекс заботы” в нашем обществе падает на семью, и, прежде всего, на женщину. Участие мужчин чаще всего фрагментарно».

    Белорусское государство щедро раздает обещания в решении проблем и… благополучно перекладывает их на плечи женщин, особенно – в провинции. При этом само государство скромно предпочитает не замечать перекосы в своей государственной политике. Если семьи с маленькими детьми социальная политика Беларуси еще худо-бедно учитывает, то ситуации, когда на руках женщин оказываются пожилые и требующие ухода родители (иногда и родители мужа), белорусские власти предпочитают не замечать. Помощь такие семьи не получат, причем ни финансовую, ни психологическую, ни социальную. Никакой помощи – государство упорно игнорирует проблемы «сэндвич-поколения». Да и зачем помогать, если белорусские женщины тянут свой «крест» без упреков и жалоб, по известному белорусскому принципу «а можа так i трэба?».

    Никто не говорит, что нужно выбрасывать стариков на улицу или сдавать детей в приюты, – это не решение проблемы. Но несправедливо, когда такая серьезная нагрузка и забота о двух, а то и трех поколениях семьи ложится целиком и полностью на плечи одной женщины. Государство в первую очередь должно помогать и не имеет права самоудаляться.

    Сегодня, как никогда, экономический кризис вгрызается своими острыми зубами в плечи «сэндвич-поколения». «Тетки» не могут уехать из своих городов в поисках лучшей работы, потому что не на кого оставить маленьких-средних детей и престарелых родственников. Растет безработица, причем в белорусской провинции дела обстоят значительно хуже, чем в центре. Белстат сообщает, что в апреле этого года принято на работу в различные организации (без учета субъектов малого предпринимательства) было 53,1 тыс. человек, а уволено – 71,2 тыс. человек, то есть уволили почти в полтора раза больше людей. Данные государственной службы занятости свидетельствуют о том, что коэффициент социальной напряжённости на рынке труда Беларуси вырос в четыре раза по сравнению с прошлым годом: с 0,4 безработного на одну вакансию на 1 мая 2014 года до 1,7 – на 1 мая нынешнего года.

      «Сэндвич-поколение» всё больше и больше оказывается зажатым в тиски угрозой нищеты. Белорусских семей, которые оказались за чертой бедности, за первый квартал этого года стало больше на 7750. Если на 1 января домохозяйств, доход которых был меньше бюджета прожиточного минимума, насчитывалось 127.810, то на 1 апреля – уже 135.560. Домохозяйств! Умножьте на три. И это совершенно официальные данные, представленные Белстатом.

   Женщинам «сэндвич-поколения» только и остается, что обреченно бороться за своё выживание и выживание своих подопечных, а также безнадежно ждать собственную старость. А ведь многие из них талантливы и могли бы строить свою карьеру, приносить пользу государству и обществу. Но это невозможно, пока «тетки» покорно соглашаются оставаться «тетками»…

Ольга Карач, «Наш Дом»

Exit mobile version