Процедура выборов 2015 года завершена. Заявление главы государства накануне выборов о 80% голосов, которые подадут за него, Центризбирком выполнил. С места событий рапортует правозащитник Валерий Щукин
Формально ЦИК как бы ни при чем – считают ведь участковые комиссии. Но наставления председателям комиссий дает Центральная комиссия.
Некоторые изменения в сравнении с предыдущими выборами имеются. Так, в каждой урне считали бюллетени и объявляли результаты по отдельности. Перед вскрытием ящиков огласили число неиспользованных бюллетеней. Я, как наблюдатель, находился в двух метрах от стола, на который высыпали бюллетени, в помещении для голосования не торчал милиционер…
Однако по-прежнему председатели участковых комиссий «стоят насмерть» в вопросе определения результата. Избирательный кодекс требует, чтобы подсчет голосов проводился отдельно по претендентам на выборную должность. Отдельно – это значит разложить бюллетени по кандидатам и вслух считать каждую стопку. Именно такую процедуру я наблюдал на президентских выборах в Украине. На 99-м участке, как и на всей Беларуси, гласный подсчет Ермошина, видимо, запрещает.
В 128-й школе члены комиссии молча считали небольшие стопки, записывали на бумажке и также молча передавали председателю, которая втихаря суммировала и объявляла результат. Бюллетени сразу же в мешок. Гласностью при такой процедуре и не пахнет.
Для чего, скажите, председатель комиссии везет опечатанные мешки с бюллетенями в районную администрацию? Каким образом этот орган действующего главы государства, претендующего на победу, будет выявлять нарушения, допущенные при подсчете голосов? Вскрывать мешки и заменять бюллетени?
Наблюдатели 100-го участка лицезреть процедуру выдачи бюллетеней даже теоретически не могли. Их разместили в один ряд со столами комиссии и видны были только два человека, выдававшие бюллетени. А всех-то десять.
Честно говоря, не очень эстетично смотрится, как женщины с превеликим трудом поднимают на стол ящик с бюллетенями – мужчин-то в комиссии нет. Я бы помог, но запрещено – тут же выгонят. Председатель 100-й комиссии еще на досрочном голосовании пыталась лишить меня статуса наблюдателя, с трудом отбился.
Слегка удивляла позиция наблюдателей от провластных структур. В процессе голосования записей не вели – видимо, замечаний не было. Даже не подошли к стенду ознакомиться с протоколом итогов выборов на участках.
В 128-й школе почти 600 избирателей явно высказали свое несогласие с действиями Лукашенко: испортили бюллетени, в том числе забирая их с собой, а в ящик для голосования бросали чистые листы.
Кредит доверия, выданный нынешнему главе государства в прошлом тысячелетии, растрачен.
Валерий ЩУКИН,
«Наш Дом»