Отношение Беларуси к экспансионистской политике Кремля.
 
Российская агрессия против Украины стала полной неожиданностью для беларуских властей. Москва не советовалась и не информировала Минск относительно своих планов.
 
Это стало следствием традиционно сильного недоверия в двусторонних отношениях. В Минске после президентских выборов 2010 года боялись возможности сговора РФ и Запада по поводу смещения А. Лукашенко. А также помнили неизвестных снайперов в 2008 году в Грузии и в 2010 в Бишкеке.
 
zelen-chel
 
Если политика России стала шоком, то реакция Запада на неё стала разочарованием официального Минска. 2014 год продемонстрировал крайне медленное принятие решений в западных столицах по вопросам, даже отдаленно не связанных с войной. Это вызывает опасения, что в случае потребности в более жестких шагах в отношении РФ, нежели введение экономических санкций, соответствующие решения будут приниматься еще медленнее.
 
В целом можно утверждать, что при любом развитии событий, Минск будет стремиться максимально дистанцироваться от любого противостояния России и Запада и попытается избежать втягивания в конфликт. Рассуждения о возможности удара национальной армии через территорию Литвы или Польшу для деблокады Калининграда – либо грубое непонимание позиции Беларуси, либо откровенная провокация.
 
Ситуация в России: взгляд из Минска.
 
В. Путин не является абсолютным правителем, правильнее говорить о наличии коллективного Путина. В условиях серьезных вызовов перед государственностью РФ велик соблазн создания внешних точек напряжения, угроз такого уровня, которые позволят применять репрессивные методы сохранения власти правящими в России элитами.
 
Кремль не может отступить перед Западом, т.к. это будет расценено внутри страны как поражение. Высока вероятность усиления конфронтации со стороны РФ с целью вынудить Запад или по крайней мере ЕС пойти на компромисс по принципу нормализации отношений взамен за то, что Россия не продвигается дальше. Но не уходит и с занятых территорий.
 
В Москве лелеют надежду разрушить евроатлантическое сообщество, привязав в той или иной мере ЕС к себе. Это базируется на представлении о том, что Евросоюз не субъект, а придаток – марионетка США.
 
Балтия – уязвимая часть Запада.
 
Российское внимание к региону диктуется рядом соображений объективного и идеологического характера. Так, в регионе имеется достаточно развитая, хотя и немногочисленная внутренняя агентура. Подготовка которой позволяет ей как действовать самостоятельно (с применением насилия и без), так и стать базой приема «туристов». Беспорядки в Эстонии в 2007 году можно рассматривать как «полевые» учения.
 
Наличие мощной и эффективной пропагандисткой  машины многоуровневого плана позволяет Кремлю воздействовать на умонастроения значительной части местного населения. Блокировать действие российской пропаганды будет крайне сложно в силу необходимости соблюдения ряда юридических процедур. А местами и невозможно по формально-правовым признакам (как это было видно на примере таллинских беспорядков).
 
Идеологической основой агрессивных действий может стать конфликт вокруг интерпретации событий Второй мировой войны. Первоначально это (противодействие «фальсификации» истории ВОВ) рассматривалось как часть внутрироссийской идеологии. Но последнее время наблюдается активизация РФ по части придания тематике международнозначимого статуса. Стоит напомнить, что традиционно в ревизионизме обвиняются страны Балтии (особенно Латвия) и Украина.
 
Сценарий.
 
Латвия представляется наиболее уязвимой страной. Стоит обратить внимание, что основной негатив в российских СМИ именно о Латвии. Географическое положение страны таково, что её падение делает положение Эстонии, наиболее мощной в военном отношении страны Балтии, безнадёжным.
 
Высока вероятность розыгрыша латгальской карты: требование государственной автономии, самостоятельной языковой политики по типу того сценария, который апробирован на Юго-востоке Украины.
 
Основная задача будет состоять в параличе основных центров государственного и военного управления, баз мобилизационного развертывания, транспортных узлов. При этом возможна комбинация насильственных и ненасильственных действий. Последнее может сопровождаться угрозами широкого применения силы в случае попыток подавления «мирных протестов».
 
Представляется, что военная стратегия России против стран Балтии состоит в мощном диверсионном воздействии, имеющем целью затруднить или сорвать мобилизацию и выдвижение сил, ликвидацию высшего военно-политического руководства этих стран. Параллельно с целью дезориентации и внесению раскола в ряды западных союзников может быть использована угроза применения ядерного оружия. Все это будет сопровождаться блокадой транспортных узлов, через которые может быть оказана быстрая военная поддержка странам региона.
 
Угроза применения ЯО будет иметь целью сдерживания активных действий НАТО, особенно тех, для которых требуется наличие консенсуса.
 
Вероятные цели.
 
Вопрос инкорпорации в состав России стран Балтии не стоит. Основная идея состоит в разыгрывании карты внутренней дестабилизации, сопровождающейся применением насилия и «вынужденного» вмешательства РФ. После чего ситуация будет «стабилизирована» таким образом, что политика страны-жертвы в значительной части или абсолютно станет подконтрольной Москве посредством инкорпорирования в правящие элиты московской клиентелы. Либо формирование новой элиты состоящей преимущественно из промосковских сил. В результате внутри ЕС и НАТО появится государство, условный контрольный пакет акций которого принадлежит Кремлю. Что в свою очередь даст возможность России блокировать негативные для себя решения ЕС и НАТО.
 
Заключение.
 
В целом время работает против России. Внутри страны нарастают проблемные явления, происходит масштабный этно-культурный сдвиг в народонаселении. Одновременно сжимаются внутренние финансовые ресурсы. С одной стороны, это будет являться сдерживающим фактором возможной экспансии Кремля. С другой, осознание внутренней слабости и того, что «завтра будет поздно» может подтолкнуть к внешним авантюрам.
 
Во всяком случае, внимательное изучение и отслеживание внешних устремлений Кремля будет актуальной задачей соседних стран в течение обозримого периода времени.
 
А. Поротников, руководитель проекта «Беларусь security blog»
 
Публикация является докладом эксперта на конференции «Роль и место Беларуси в системе военной безопасности Балтийско-Черноморского региона», организованной ГК «Наш Дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Exit mobile version