Еще месяц назад казалось, что ратификация Минском договора о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в мае, станет формальностью. Однако сегодня, когда правительство озабочено возможными потерями от налогового маневра в нефтяной отрасли России, взгляд белорусских депутатов на евразийскую интеграцию может измениться. Осознав, что маневр несет Беларуси прямой финансовый урон, «народные избранники» нахмурили брови и теперь хотят разобраться во всех «заковырках» и «закорючках» евразийской интеграции.
«Ползать на коленях» в Москве не хотелось бы
В мае, напомним, после долгих дискуссий политические лидеры Беларуси, России и Казахстана поставили подписи под договором о Евразийском экономическом союзе, который должен начать действовать с 1 января 2015 года. Наиболее принципиальный вопрос, который обсуждала Беларусь и Россия во время подготовки этого договора, был связан с условиями поставок энергоносителей.
После многочасовых переговоров Россия согласилась предоставить Беларуси право зачислить в собственный бюджет в 2015 году вывозные пошлины на нефтепродукты на сумму 1,5 млрд. долларов.
До настоящего времени Беларусь, напомним, полностью перечисляет вывозные пошлины на экспортируемые нефтепродукты, произведенные из российской нефти, в бюджет России. Однако, учитывая формирование Евразийского экономического союза, Минск нашел аргументы доказать Москве, что в российский бюджет Беларусь ничего перечислять не должна. И через пару лет, как планировали белорусские власти, упомянутая выгода в 1,5 млрд. долларов должна была увеличиться до 3,5-4 млрд. долларов.
Однако налоговый маневр в нефтяной отрасли России (который заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременно — резком повышение налога на добычу полезных ископаемых) может привести к тому, что вместо вышеназванной выгоды Беларусь получит потери. По оценкам белорусских властей, они могут превысить 1 млрд. долларов.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что отношение белорусских властей к договору о Евразийском экономическом союзе поменялось. Документ, который в мае, как казалась, давал Беларуси ощутимые финансовые выгоды, теперь уже не приносит былого удовлетворения официальному Минску…