Между Минском и Москвой наметилось новое напряжение в двух важных вопросах — нефть и оружие.
Российский налоговый маневр в нефтянке грозит подсечь прибыли белорусской нефтепереработки, а если смотреть шире — выгоды евразийской интеграции.
Также не от хорошей жизни Александр Лукашенко велел создать в стране полный замкнутый цикл производства перспективных образцов вооружения.
Налоговый маневр подрубает белорусскую нефтянку
Между союзниками идут переговоры о компенсации потерь белорусских НПЗ в связи с российской отраслевой налоговой реформой, сообщают «Ведомости».
По данным агентства Прайм, белорусская сторона прикинула, что в следующем году недосчитается из-за этого маневра 250 млн долларов. Дальше — больше: 2016 год — 300 млн, 2017-й — до 370 млн.
Критики евразийской интеграции могут позлорадствовать: белорусские власти, мол, за что боролись, на то и напоролись. Минск требовал ликвидации всех изъятий и ограничений в рамках Таможенного союза, в частности хотел свободного рынка нефти.
Хотели — так вот нате вам! Сейчас дело к этому и идет. Россия решилась-таки на трехлетний налоговый маневр: резко снижая нефтепошлины (с нынешних 385 до 80 долларов за тонну), там будут соизмеримо поднимать налог на добычу полезных ископаемых.
Но это означает, что никто не собирается дарить Беларуси лишние деньги, нефть для нашей страны будет дорожать. Между тем доселе наш бюджет исправно пополнялся валютой за счет выгодного экспорта нефтепродуктов из дешевого российского сырья. Сейчас рентабельность двух отечественных НПЗ может пошатнуться, сбывать бензин и солярку с прежним наваром уже не удастся.
В мае белорусское руководство старалось подороже продать свою подпись под договором о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен заработать с 1 января 2015 года. В частности, удалось вырвать у Москвы полтора миллиарда долларов нефтепошлин на 2015 год (ныне они идут целиком в российский бюджет).
В дальнейшем, мечтал Лукашенко, договоримся, чтобы нефтепошлины вообще оставались в нашем бюджете. Но теперь выясняется, что налоговый маневр превращает этот куш в шагреневую кожу.