Людям свойственно ошибаться. «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «На ошибках учатся»… Более продвинутые, научившись упреждать ошибки и их последствия, утверждают, что «только дураки учатся на своих ошибках, а умные учатся на чужих», связав это с ценой ошибок и их возможными последствиями. Особенно если эти ошибки крупномасштабные, управленческие, государственные.

Мировой опыт это прекрасно подтверждает. В бытность президентом США Рональда Рейгана для сокращения промышленного отставания его страны от стремительно прогрессирующей Японии по предложению элит в США успешно реализовали программу, позволившую в короткий срок модернизировать американскую промышленность и поднять ее на новый технологический уровень. Результат ее реализации как небывалое достижение в мировой экономике получил название «Рейганомика».

Советские руководители тех времен в свойственной им манере продолжали обзывать Рейгана «актёришкой», а экономика СССР, несмотря на все попытки ее спасения, продолжала разрушаться и через несколько лет стала причиной распада некогда огромной страны. Передав по наследству ставшей независимой Беларуси пороки существовавшей системы и управленческие проблемы.

Что делать с таким подарком, население не знало, и свое будущее представляло с трудом. Прежней элиты, руководившей развитием страны, не стало. Других партий, после единственной и направляющей, способных реально предложить решения свалившихся на страну проблем, не было. Сохранившийся класс государственной номенклатуры, бывших распорядителей государственной собственности пребывал в состоянии неопределенности.

После недолгого шока все это наследство, как и управление Беларусью, перешло к сохранившимся и хорошо структурированным бывшим спецслужбам, которые и взялись за дело. Знаний для реформирования системы власти под новые условия для развития страны у них не было, а методы управления экономикой и страной были десятилетиями отработанные: прогнозные показатели (план), контрактная система (дисциплина), аресты и потеря работы (страх).

В результате только небольшая часть государственной собственности перешла в руки частников, а большая ее часть продолжала оставаться государственной. В настоящее время величина государственного сектора в общем объеме производимого ВВП достигает 70%, а на предприятиях этого сектора трудится 65% экономически активного населения. Реально в стране материальные блага производят всего 2,5 млн. человек, а на их содержании находится всё остальное население страны — учащиеся и молодежь, пенсионеры и работники социальной сферы, чиновники…

Именно на социальной сфере, наиболее болезненной и волнующей общество, нынешняя власть концентрирует свои усилия по модернизации, третируя население экспериментами с тарифами в ЖКХ и платными услугами в здравоохранении. Используя государственный способ производства в качестве основного. В отличие от наших стран-соседей, где рыночные отношения в этой сфере давно стали приоритетными, успешно развиваются, а конкуренция стала основой экономического развития.

Поскольку ни одно правительство в мире не может сразу решить все задачи, стоящие перед экономикой, то приходится выбирать какие-то приоритеты, дающие возможность совершить необходимый прорыв для дальнейшего развития. Как правило, это инновационные разработки или новейшие технологии, заимствованные у других стран. Так было в Южной Корее, Финляндии, где объединились созидательные элиты, став субъектом модернизации общества. Результатом их деятельности явились известные корейские автомобили и финские телефоны.

Вопреки убеждениям белорусского начальника — о том, что все годы независимости мы успешно шли своим путем, жили своим умом, никакого развития нашей экономической модели фактически не происходило, несмотря на то, что реальные доходы населения, особенно за последние десять лет, выросли. Но источником их роста была не экономика нашей страны, а внешние финансовые заимствования, величина которых в отдельные годы достигала 17% нашего валового внутреннего продукта (около 12 млрд. долларов), а приходящийся на каждого жителя страны долг уже перевалил за 4 тысячи долларов (в воюющей Украине — пока менее 2 тысяч).

Располагая такими возможностями, сплотив общество и выбрав прорывное направление, за годы нашей независимости мы могли сделать существенный рывок, наподобие тех, что сделали наши более успешные соседи. Но, пребывая в режиме догоняющей модернизации, предполагающей заимствование результатов развития у других стран, в результате допущенных ошибок у нас так и не были созданы необходимые условия для появления новых идей и разработок. Фактически в стране была провалена и модернизация устаревших производств. Птицы в клетке не поют?

Подтверждением тому служат предприятия деревообработки, цементные и бумажные заводы и ряд других предприятий, в которые были откровенно зарыты сотни миллионов долларов и все надежды на их развитие и окупаемость. Это подтверждают слова первого заместителя премьер-министра, заявившего о вложенных в «черную дыру» сельского хозяйства 50 млрд. долларов при годовом объеме производства товарной продукции 6 млрд. долларов и полученных при этом убытках в 1 млрд. долларов. Экономная экономика!

Дошло до курьеза. Наше сельское хозяйство, по заявлению министра, его возглавляющего, нынче будут поднимать с помощью привлечения иностранных консультантов, которые уже имеют опыт практический работы в Америке, странах Евросоюза и Прибалтике!

Вертикаль власти за полтора десятка лет своего существования только подтвердила, что она есть не что иное, как осиновый кол, вбитый в развитие инициатив населения и местного самоуправления.

Кроме того, эта вертикаль стала постоянно действующей кузницей коррупционных кадров, которых производится столько и так быстро, что борьба с ними стала уже напоминать борьбу с ветряными мельницами. И, если судить по прессе, количество заместителей председателей исполкомов в общем количестве «сидельцев» составляет наверняка один из самых высоких процентов среди всех осужденных.

В итоге за двадцать лет «невероятных усилий» одного человека наша страна превратилась в одну из беднейших в Европе. Произошло так потому, что страна оказалась расколотой на две неравные части. Большая её часть уже не может выживать без государственной поддержки, которую чаще всего ее получатели использует по своим понятиям. При этом есть парадоксальный пример: благодаря инициативному меньшинству наша страна стала одним из лидеров по производству программного обеспечения на душу населения!

Этот факт свидетельствует, что единственной стратегией развития нашей страны должно стать в первую очередь единение общества. И, видимо, осознав все это, в своем ежегодном послании Лукашенко неожиданно произнес удивительные слова: «В обществе должна быть терпимость к разнообразию взглядов, дискуссии, критике. Нам нужна живая страна с разнообразием идей и мнений, с активной позицией всех ее граждан. Только тогда мы выстоим в любую бурю». Золотые слова!

Очевидно, что социально-ориентированное государство должно стремиться к постоянному росту благосостояния своих граждан, особо контролируя рост доходов незащищенных слоев населения и бюджетников. Однако рост уровня жизни населения связан не только с его доходами, но и с его расходами. То есть, для того, чтобы повысить уровень жизни нашего населения, можно снижать и стоимость определенных расходов, а эффект от этого будет еще большим.

К примеру, уже набившие оскомину разговоры о проблемах с тарифами ЖКХ, составляющими довольно большую часть потребительской корзины населения. Остановив их безудержный рост, а под контролем общественности это сделать вполне реально, можно ощутимо поднять уровень жизни населения. Это, в свою очередь, приведет к росту потребительских расходов, а их будет контролировать само население, а не чиновники.

То же касается и аренды жилья. Во многих городах, особенно в столице, стоимость его аренды несопоставима со средним уровнем зарплат по стране. Стоит только ее снизить — и уровень жизни населения ощутимо повысится. У людей появятся реальные возможности более эффективного, чем у чиновников, использования и распоряжения своими финансовыми возможностями.

О транспортной инфраструктуре в стране и ее возможностях говорилось много и долго. Только из одних произнесенных слов можно было развить ее так, что мобильность населения, доступность товаров и насыщенность ими потребительского рынка резко возросли бы. Но, в отличие от наших соседей, сделавших эту инфраструктуру ощутимым источником пополнения своего ВВП, мы продолжаем жить с лозунгами и призывами, а не реальными действиями.

И таких примеров можно приводить сотни. Было бы лишь желание их реализовать, а не только тиражировать ошибки, продолжая копить их груз, усугубляя ими экономическое состояние нашей страны.

Когда за допущенные ошибки придется платить своей должностью и из своего кармана, то, вероятно, и у нас появится такая возможность — перейти из категории дураков в категорию более сообразительных народов.

Только не надо путать карательные набеги Лукашенко и показательные телеистерики «всех посажу и бошки пооткручиваю» с реальной ответственностью за принятые управленческие решения.

Источник информации: «Белорусские новости»

Exit mobile version