Главная особенность нынешней «перетасовки» кадров – большинство высокопоставленных чиновников не покинули властный Олимп. Однако расклад сил во власти теперь таков, что исключает всякий «заговор чиновников» перед выборами.
Первая и самая главная перемена: новым премьер-министром назначен Андрей Кобяков, до этого занимавший пост руководителя Администрации президента. Вероятно, Кобякову предстоит олицетворять «мобилизационный» период управления экономикой, когда на фоне кризиса следует всех «построить», всем «указать место» и «уговорить» бизнесменов работать с рентабельностью 2-3% – точно как предписал Лукашенко на совещании по экономическим вопросам 26 декабря.

Родившийся в 1960-м в Москве Андрей Кобяков имеет три высших образования – у него за плечами Московский авиационный институт, Белорусский государственный институт народного хозяйства и Институт политологии и социального управления КПБ. Успел подняться по партийной лестнице: в 1988-1989 годах – инструктор Рогачевского горкома КПБ. В 1995-1996 годах – замглавы Службы контроля Президента. В 1996-1998 – зампредседателя, в 1998-2000 – председатель Комитета государственного контроля. С 2000 года – первый вице-премьер, далее поработал министром экономики, замглавы Администрации президента и послом в России. С таким опытом за плечами в самом деле можно быть премьером «трудных дней», но вряд ли получится проводить сложные и болезненные структурные реформы в экономике.
Сразу после своего назначения Кобяков заявил журналистам: «Мы должны обеспечить поступательное развитие белоруской экономики, чтобы жизненный уровень наших людей ни в коем случае не стал хуже, а по возможности, с учетом внешних обстоятельств и наших дополнительных усилий по наведению порядка и дисциплины, достичь хороших положительных результатов» (цитата по БелТА). Все согласно классическим традициям белорусской власти: слова «порядок» и «дисциплина» прозвучали, слово «реформы» – нет. Президент уже может быть доволен.
Кстати, Михаил Мясникович вовсе не отправлен в отставку, как многие рассчитывали. Он продолжит карьеру в качестве председателя Совета Республики Национального собрания (верхней палаты белорусского парламента). О том, что назначение экс-премьера на эту должность согласовал президент Александр Лукашенко, в тот же день сообщил телеканал СТВ в программе «24 часа». На новой должности Мясникович сменит Анатолия Рубинова, возглавлявшего Совет Республики с мая 2010 года. Так что мы продолжим регулярно видеть Мясниковича в телевизоре – как и все последние 20 лет. Осталось только Рубинова отправить руководить Академией Наук – и круг замкнется.
Место Кобякова во главе Администрации президента занял руководивший до этого Витебской областью Александр Косинец. Его заместителями назначены Николай Снопков, до этого занимавший должность министра экономики, и Игорь Бузовский, руководивший правительственной молодежной организацией БРСМ. Судя по всему, на новой должности Бузовский будет отвечать за то же, за что отвечал нынешний лидер «Белой Руси» Александр Радьков – за всеобщее единение и воодушевление народа перед выборами президента. Для Бузовского это однозначно карьерный рост.
А вот каково сейчас Николаю Снопкову, сказать сложно. С одной стороны, его властные полномочия меньше не станут. С другой стороны, «целый министр» – все же фигура самодостаточная, а заместитель – он заместитель и есть. К тому же во главе Минэкономики Снопков прославился как «главный либерал в правительстве», а в АП ему полиберальничать явно не дадут. Хотя не исключено, что на этот пост его просто отправили переждать смутные времена.
Первым заместителем премьер-министра назначен Василий Матюшевский. Его предшественник Владимир Семашко хотя и стал теперь «простым» зампремьера, но, судя по словам Лукашенко, получил больше полномочий. Да и вообще, отставку Семашко сложно себе было бы представить: вряд ли кто-то имеет равный ему опыт переговоров с россиянами по поставкам энергоносителей.
Кроме того, заместителем премьер-министра впервые назначена женщина – Наталья Качанова. Ранее она руководила Новополоцком – городом, принципиально важным для всей белорусской экономики.
В финансовой сфере вообще произошла элегантная перетасовка. Председатель правления банка БелВЭБ Павел Каллаур стал теперь главой Нацбанка. А руководившая Национальным банком Надежда Ермакова – заняла кресло Каллаура в БелВЭБ. (Видимо, не стоило ей накануне обещать, что 30%-й сбор при покупке валюты может быть отменен до 1 февраля.) Точно так же поменялись должностями Петр Прокопович и Василий Матюшевский. Матюшевский стал первым вице-премьером, а бывший вице-премьер занял его место председателя наблюдательного совета БПС-Сбербанка.
Подобная рокировка произошла и в промышленном блоке. Новым министром промышленности стал Виталий Вовк, до этого руководивший Минским заводом колесных тягачей. А экс-глава Минпрома Дмитрий Катеринич отправился руководить родственным МАЗом.
Можно сказать, что новыми назначениями президент сформировал свою собственную «систему сдержек и противовесов» на предвыборный год. И тем самым застраховал себя от номенклатурного переворота: теперь сдержки будут ругаться с противовесами, и им будет не до каких-то скоординированных действий относительно верховной власти.
Вот структура этой системы: новый премьер Кобяков и глава АП Косинец известны как сторонники государственного планирования по советской модели и приверженцы «ручного управления» экономикой. Это чиновники, совершенно чуждые либеральных взглядов. Однако Косинца в руководстве Администрации будет уравновешивать либерал Снопков. А Кобякова – авторитетный экономист-рыночник Каллаур, не меньший рыночник Матюшевский и новый министр экономики, яркий либерал Владимир Зиновский, прежде руководивший Белстатом и Советом по развитию предпринимательства.
Понятно, что дальнейшая судьба каждого из назначенных сейчас чиновников будет прямо зависеть от хода и результатов президентских выборов 2015-го. На это прозрачно намекнул и Александр Лукашенко, заявивший, что у него«есть еще один резерв кадров», который он может задействовать после выборов.
Перестановки в правительстве дополнились перестановками в вертикали власти в регионах. Бывший замглавы АП Анатолий Лис сменил Константина Сумара на посту председателя Брестского облисполкома; помощник президента по Витебской области Николай Шерстнев занял место Александра Косинца; помощник президента по Гродненской области Владимир Доманевский стал во главе Могилевского облисполкома – эту должность ранее освободил Петр Рудник. Тенденция здесь очевидна: руководить регионами отправлены «государевы люди», прежде работавшие не в относительно автономном Совмине, а непосредственно в президентском окружении.
Мнение эксперта
«Честно говоря, Косинец был самый неудачливый и самый плохой управленец из всех председателей облисполкомов. К сожалению, витебчанам он запомнился своими прожектами, которые заканчивались как в известной песенке: «Что они не делают – не идут дела». Реконструкция площади Победы в Витебске закончилась крахом – там был уникальный парк, который Косинец вырубил, сделав «плешку», которую в народе прозвали «Александрплац», — говорит глава гражданской кампании «Наш дом» жительница Витебска Ольга Карач. — Сегодня это копия Октябрьской площади в Минске, только в плохом варианте исполнения. Вообще при Косинце на Витебщине было много ресурсов «вгрохано» буквально вникуда. Например, при нем активно вырубались деревья вдоль дорог – видимо, чтобы там не засели снайперы и не обстреляли машину президента. Но образовавшиеся пустоши начали быстро «осваиваться» борщевиком, и теперь там сплошная двухметровая стена борщевика. Да, снайпер точно не спрячется…
Думаю, Косинец возглавил администрацию президента потому, что показал себя как человек, который выполняет любой приказ президента, любое распоряжение, и требует того же от других людей».
«Перестановки в правительстве Беларуси явно делались с оглядкой на Кремль. Во-первых, новый премьер – уроженец Москвы. И когда он был назначен послом в России, многим запомнилась его фраза «Я вернулся на Родину». У него очень много связей в руководстве России, и он убежденный приверженец Евразийского союза, а Европа ему абсолютно чужда , – считает российский политолог, эксперт «Фонда Ельцина» Сергей Пермяков. – Кроме того, в правительстве остался Владимир Ильич Семашко – человек, с которым за много лет привыкли вести переговоры представители российского правительства. Они его поведение, его подходы к переговорам знают назубок и не хотят кого-то другого. К другому нужно было бы приспосабливаться, а от Семашко всегда известно, чего ждать. И у него нет лукашенковской эпатажности, которая многих в Кремле нервирует».

Источник информации: «Белорусская деловая газета» 

 

Exit mobile version