В последние дни столько достойных внимания новостей, что глаза разбегаются и хочется написать про все. Валютный кризис, провал реформ, законодательные инициативы парламента, декрет № 5 — все это буквально случилось за последние две недели. Но обо всем по порядку.

Виртуальная девальвация

В декабре на фоне катастрофического падения курса российского рубля и последовавшей паники среди россиян прозорливые и наученные перманентными кризисами белорусской экономики белорусские граждане начали скупать валюту и тем самым незаметно для себя наступили на больной мозоль президента.

«Хотите обвала — бегайте по обменникам. Это все в руках граждан нашей страны. Кивать на руководство, на правительство, на Национальный банк сегодня неприемлемо», — сказал президент, как бы оправдывая уже спланированные действия Нацбанка и перекладывая ответственность за кризис на людей. Традиционно был воскрешен Петр Прокопович с заявлением «девальвации не будет», и в этот момент каждой домохозяйке сразу стало очевидно, что кризису быть.

На самом деле «спихотехника» не нова, в 2011-м Александр Лукашенко уже заявлял, что причиной нехватки валюты стал «ажиотаж с автомобилями». Готов биться об заклад, что через некоторое время мы узнаем, что на 90% кризис был спровоцирован извне системы, и только оставшиеся 10% являются результатом нашей «расхлябанности».

В этой ситуации у Национального банка было две основных стратегии действий.

Первая могла бы включать анализ сложившейся ситуации, структурирование проблемы и выработку профессионального решения с разработкой всего возможного спектра альтернатив монетарной политики от проведения валютных интервенций до адекватной девальвации национальной валюты на 30-40%.

Второй вариант предполагал, положившись на мнение президента, провести психотерапевтическую процедуру, сделав больно бегающим по обменникам белорусам, которые на предыдущем этапе сделали больно президенту, наступив на его мозоль.

Как известно, руководство Национального банка назначают не граждане, а президент, поэтому к мнению последнего регулятор прислушивается больше. Ожидаемо был выбран психотерапевтический подход с введением 30-процентного сбора при покупке валюты юридическими и физическими лицами и увеличением до 50% нормы обязательной продажи поступающей в страну валютной выручки. Таким образом, те, кто считает ситуацию дурдомом, не так уж и далеки от истины.

Меры, предложенные Нацбанком, обязательно провалятся и приведут к необходимости еще большей девальвации, и вот почему.

Во-первых, влияние людей на формирование курса очень преувеличено: так, за январь-ноябрь 2014 года населением было приобретено 9,4 млрд. долларов, в то время как предприятиями — 20,5 млрд., что в два раза больше. Основной удар 30-процентного сбора будет нанесен как раз по государственным предприятиям, которые побегут к правительству за компенсациями, а правительство в свою очередь залезет в бюджет, то есть в карманы граждан, чтобы эти выплаты предоставить.

Во-вторых, введение сбора не принесет никаких плюсов экспортерам, так как продавать валюту они вынуждены будут в большем объеме и по заниженному курсу. В таких условиях экспортерам станет невыгодно возвращать валюту в страну, и они будут искать лазейки, чтобы как можно дольше оставлять выручку за рубежом у своих «дочек» и партнеров. Тем более что прятать выручку нужно будет совсем недолго, ведь согласно новому указу президента сбор действует только до 1 февраля 2015 года.

В итоге на фоне возросшего спроса приток валюты в страну и ее предложение сократятся, а курс и в 20 тысяч за доллар нам покажется сказкой.

Наконец, введение 30-процентного сбора приведет к появлению серого рынка и множественности курсов, так как желающих продать свою валюту с потерей такой маржи найдется немного.

Таким образом, импортеры и население получат все минусы девальвации, а экспортеры не получат никаких плюсов, появится серый рынок и множественность курсов, а государственные предприятия под разными предлогами будут выманивать из бюджета деньги для покрытия убытков от конвертации. Нас ждет серьезное падение ВВП и уровня жизни людей.

Пожалуй, это одно из худших решений Национального банка за всю современную историю, и спасти нас сможет только очередной кредит — российский или МВФовский.

Бюджет-2015

Бюджет Беларуси на 2015-й год составлен, исходя из цены на нефть в 83 доллара, годовой инфляции на уровне 12%, среднегодового курса доллара в 11 400 рублей, и в нем не учтены доходы от 30-процентнго сбора, которые могут составить порядка 1,2 млрд. долларов или 9% от бюджета 2015-го года.

Кроме того, что бюджет Беларуси на 2015-й можно смело выбросить в мусорку, по этому вопросу больше сказать нечего.

Декрет № 5

Серьезный концептуальный кризис и кризис идей в сфере государственного управления наметился достаточно давно, а если быть точным — в 2007-2008 годах, когда руководству Беларуси стало окончательно понятно, что старая формула «нефть в обмен на поцелуи» больше не работает.

В тот момент, впрочем, как и сейчас, оставалось нереформированным абсолютно всё, можно было начать с чего угодно. Но по-прежнему самым большим противоречием остается разрыв между правами собственности на средства производства и производственными отношениями, с одной стороны, и действующей правовой системой, с другой стороны.

Другими словами, 80% ВВП создается на государственных предприятиях, управляемых постсоветскими чиновниками-руководителями, деградировавшими до местечкового-аграрного уровня и уступающими по уровню образования и компетентности даже БССРовским.

Сегодняшний чиновник-руководитель — уже не профессия и не социальное положение, а определенное сословие. Ввиду того, что современное право не строится на сословном принципе, возникает действующая параллельно официальному законодательству система «понятий», призванная разрешить это противоречие. Неравенство и несправедливость формируются в силу приватизации ресурсов власти распределяющими их «начальниками». А они назначаются по принципам клановости, землячества и личной преданности высшим государственным чиновникам.

Активно формируются сословия «силовиков» и «бизнесменов-купцов», все больше очевидными становятся их сословные привилегии. Вот только сословие «простолюдинов» формироваться не хочет, нет у «народца» желания становится крепостным.

Второй и, видимо, основной проблемой для высших государственных чиновников является потеря управляемости и лояльности со стороны сословия чиновников-руководителей на местах.

Вертикаль власти трещит по швам, и это становится очевидным на примере полного провала программ модернизации. Провала закономерного в рамках выстроенной системы власти, ведь на местах уже сформированы альтернативные центры силы и принятия решений, основанные на коррупции, клановости и землячестве. Эти процессы способны остановить только репрессивные атаки в отношении местных кланов с помощью «силовиков».

Пятый декрет, разработанный Администрацией президента, не что иное как первая законодательная попытка концептуально закрепить новый сословный подход в государственном управлении и в какой-то мере закрепить крепостное право в отношении «простолюдинов», а также выстроить новую феодальную иерархию среди чиновников-руководителей.

Вместе с тем, это признание Администрацией президента полного фиаско старой административно-советской системы управления государством и собственной беспомощности действовать в этих рамках. И если этот тренд продолжится и усилится, то история совершит свой знаменитый виток спирали, и мы вполне можем прийти к новому индустриальному феодализму, где крепостное право действует уже не в отношении крестьян, а в отношении сотрудников промышленных предприятий.

Кризис, в который входит наша страна, будет очень сильно отличаться от всех тех, которые мы уже пережили. Валютный кризис плавно перетечет в кризис финансово-экономический и усилится тем, что трудоспособные белорусы не смогут уехать в Россию или Украину на заработки. Это приведет к росту безработицы и значительному падению уровня жизни простых граждан.

Владимир Ковалкин.

Источник информации: «Белорусские новости»

Exit mobile version